Б.Немцов и В.Милов обнародовали экспертный доклад «Сочи и Олимпиада». В докладе представлены факты, тщательно скрываемые властями, свидетельствующие о том, что зимняя Олимпиада в варианте Путина — крупномасштабная авантюра и воровская афера.
Реализация путинского проекта Олимпиады не только угрожает существованию города-курорта Сочи и жителям Имеретинской бухты, но и бессмысленна с точки зрения дальнейшей эксплуатации олимпийских объектов.
Независимый экспертный доклад.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Еще свежи воспоминания о том, как радовались в июле 2007 года сочинцы, получив известие из Гватемалы о победе их города в споре за право проведения XXII зимних Олимпийских игр 2014 года. Жители Сочи праздновали эту победу на улицах города день и ночь, ликуя и размахивая флагами. Завоевание права на проведение зимней Олимпиады-2014 -огромное достижение России. Мы, авторы настоящего доклада, как и многие россияне, хотели бы, чтобы зимние Олимпийские игры 2014 года прошли успешно, и прошли в России. Мы — за Олимпиаду.
Однако идет время, и олимпийская эйфория сменяется тревогой. Сегодня олимпийская мечта стремительно ускользает из рук сочинцев, а вся Россия рискует потерять и Олимпийские игры 2014 года, и единственный уникальный приморский курорт.
Идея провести зимнюю Олимпиаду в приморском городке с субтропическим климатом, окруженном горами, где инфраструктура практически не модернизировалась с советских времен, все больше выглядит безумной авантюрой. Зимние виды спорта (кроме горных лыж) благодаря субтропическому климату в Сочи неразвиты, основные спортсооружения — ледовые дворцы, биатлонные и лыжные трассы — придется строить с нуля. Из-за сложного горного рельефа местности строительство транспортной инфраструктуры, со множеством тоннелей и мостов, выходит в астрономические суммы. Огромная нагрузка на небольшую территорию Сочи угрожает городу катастрофическими последствиями.
Некстати пришелся и экономический кризис: чрезвычайно важные для подготовки к Олимпиаде годы, начиная с 2009-го, придутся на время, когда Россия будет испытывать серьезные финансовые трудности из-за падения цен на экспортное сырье, оттока капитала, фактического банкротства крупных корпораций, взявших на себя обязательства софинансировать Олимпиаду. Финансовый вопрос очень важен: Сочинская Олимпиада поставит рекорд по затратам в истории зимних Олимпийских игр, и срыв финансирования может полностью развалить принятый график олимпийских работ.
Сегодня стали реальностью как срыв подготовки Олимпиады в установленные сроки, так и нанесение Сочи неприемлемого ущерба чересчур интенсивным строительством олимпийской инфраструктуры.
СУЩЕСТВУЮЩИЙ ОЛИМПИЙСКИЙ ПЛАН РАЗРУШИТ СОЧИ
Путинский план проведения Олимпиады-2014 в Сочи угрожает разрушить Сочи. Город физически не готов к огромной строительной, экологической, транспортной нагрузке, которую ему предстоит выдержать, если Зимние Олимпийские игры 2014 года пройдут по сценарию, разработанному Путиным. Сценарий Путина предполагает:
- чрезмерное насилие над инфраструктурными возможностями Сочи (транспорт, энергетика, системы водоснабжения и канализации);
- растрату беспрецедентного объема бюджетных средств, многократно превышающих стандартные расходы на проведение Зимних Олимпийских игр;
- разрушение уникальной экологии региона;
- удар по курортной экономике города и завоз тысяч временных рабочих, способных дестабилизировать обстановку в Сочи;
- сооружение «потемкинских деревень», которые после окончания Игр окажутся никому не нужны.
Проведение Олимпиады превращается в показушно-воровское мероприятие, способное нанести Сочи катастрофический ущерб.
Рассмотрим различные проблемы подробнее.
ТРАНСПОРТНЫЙ КОЛЛАПС
Сочи уже стоит на пороге транспортного коллапса — по концентрации автотранспортных средств (их здесь около 120 тысяч) на душу населения Сочи опережает Москву. Движение по действующей главной автотрассе исключительно затруднено, особенно в летний период. Многокилометровые пробки стали бичом города; в часы пик скорость передвижения транспорта здесь медленнее, чем в Москве. В пределах Центрального и Хостинского районов города автодорога М-27 проходит по основным городским улицам — Виноградной и Курортному проспекту. Интенсивность автомобильного движения на этих участках достигает в летние месяцы 32 тысяч и более автомобилей в сутки при средней скорости движения менее 10-15 км/ч.
Первоначально для решения проблемы пробок министр транспорта Игорь Левитин предложил построить второй ярус Курортного проспекта. Однако неадекватность этой идеи была очевидной с самого начала: чтобы начать строительство второго яруса, Курортный проспект пришлось бы закрывать, а это полностью парализовало бы транспортнуюсистему Сочи на время строительства (минимум 1-2 года). Слава Богу, от «креативной» идеи министра Левитина отказались — хотя принятие такого решения одним росчерком начальственного пера было совсем не исключено. Запланированная к сооружению дублирующая автомагистраль будет четырехполосной только на участке длиной в 10,8 км от улицы Земляничной до транспортной развязки в районе реки Псахе. Ее сооружение мало поможет решению транспортных проблем города. Основные средства — 242 миллиарда рублей — планируется выделить не на развитие транспортных магистралей и развязок в самом городе, не на обеспечение прибрежного сообщения по линии Лазаревское-Центральный район-Адлер, где наиболее сильный транспортный поток, а на строительство дороги-связки между Адлером и Красной Поляной (подробнее о ней ниже), которая после Олимпиады будет мало востребована.
Наплыв автотранспорта, связанный с Олимпиадой, полностью парализует автомобильное движение в Сочи — если, конечно, сочинцев не решат просто «удалить» из города, запретив им показываться на улицах, как это было сделано в отношении жителей Санкт-Петербурга в 2006 году во время саммита «Большой восьмерки».
Сложный горный рельеф Сочи приводит к тому, что строительство транспортной инфраструктуры сопряжено с необходимостью сооружать множество горных тоннелей и мостов. Это очень дорого, а главное, долго: например, чтобы успеть к 2013 году построить запланированную дорогу Адлер — Красная Поляна, придется прорубать тоннели со скоростью 500 метров в месяц, хотя пока их строительство даже и не начато. Перспектива не успеть к Олимпиаде более чем реальна.
ХРОНИЧЕСКИЙ ЭНЕРГОДЕФИЦИТ
Отдельный вопрос — энергоснабжение Олимпиады. Сочи — глубоко энергодефицитный регион, по схеме электроснабжения являющийся тупиковым. Только в 2004 году была пущена в эксплуатацию первая очередь Сочинской ТЭС мощностью 80 мегаватт (в свое время решение о начале финансирования ее строительства принималось правительственной комиссией под руководством Бориса Немцова). Однако этого все равно недостаточно для обеспечения потребностей города в электроэнергии: уже сегодня потребление составляет около 400 мегаватт.
С учетом других небольших источников электроэнергии (Краснополянской ГЭС и Туапсинской ТЭС, в сумме дающих около 30 мегаватт мощности) Сочи покрывает свои потребности в электричестве всего на четверть. Передача электроэнергии из других регионов проблематична: традиционно Сочи ориентировалось на подачу электроэнергии от Ингури ГЭС, находящейся на территории Грузии. Сейчас, в силу очевидных причин, организация поставок электроэнергии из Грузии невозможна.
Поставка электроэнергии с Кубани через горные линии электропередачи сложна и связана с постоянными перебоями в подаче электричества: питающие Сочинский энергорайон линии электропередачи на участке Центральная-Шепси проходят в единственном узком горном коридоре, подвержены частому воздействию экстремальных погодных условий. Энергорайон Сочинских электрических сетей отнесен к особым категориям по ветру и гололеду, осадкам и оползневым явлениям.
При этом новая нагрузка сооружаемых олимпийских объектов, по уточненным оценкам 2008 года, составит не 218 мегаватт, как планировалось при принятии решения о проведении Олимпиады, а 650 мегаватт.
Электропотребление в Сочи

Планы олимпийского строительства предусматривают сооружение новых энергомощностей — Адлерской и Туапсинской ТЭС (совокупной мощностью 510 мегаватт), увеличение мощности Сочинской ТЭС с нынешних 80 до 300 мегаватт, а также сооружение каскада ГЭС на реке Мзымта мощностью 23 мегаватт. Однако это строительство, во-первых, стоит денег, а во-вторых, требует поставок природного газа.
Олимпийская программа оценивает стоимость сооружения энергообъектов в 49 миллиардов рублей. Помимо этого, для снабжения электростанций природным газом придется построить газопровод Джубга-Лазаревское-Сочи протяженностью 174 километра, из которых 151 займет подводный газопровод по дну Черного моря.
Стоимость этого строительства составит до 300 миллионов долларов, при этом потребуется обеспечить поставки в Сочинский регион около 2 миллиардов кубометров газа. Это непростая задача, с учетом того, что «Газпром» сегодня испытывает трудности с обеспечением надежных поставок природного газа потребителям — добыча газа падает, новые месторождения не вводятся.
ВОДОСНАБЖЕНИЕ И КАНАЛИЗАЦИЯ: ИНЖЕНЕРНЫЙ КОЛЛАПС
Одной из основных проблем, связанных с Олимпиадой-2014, является крайне неудовлетворительное состояние систем водоснабжения и канализации города и прилегающих районов. Существующая система водоснабжения и канализации спроектирована с расчетом на численность постоянного населения города, не превышающую 240 тысяч человек. Но уже в настоящее время в Большом Сочи проживает более 400 тысяч человек, а во время Олимпиады ожидается прибытие еще около 250 тысяч человек! Городские очистные сооружения не справляются с нагрузкой, вследствие чего в море и реки регулярно попадают сточные воды. По мнению ряда экологов, в Сочи в ближайшие пять лет могут возникнуть проблемы, связанные с нехваткой качественной питьевой воды. Городская канализация на 70% изношена, при этом в некоторых городских кварталах современная канализация просто отсутствует.
Требуется фактически полная замена городской канализационной сети. Но очевидно, что модернизацию канализационной сети не удастся совместить с масштабными строительными работами, прокладкой сотен километров новых городских дорог, сооружением новых железнодорожных путей. При этом, в связи с охватившим Россию экономическим кризисом и заявлениями премьера Владимира Путина и вице-премьера Дмитрия Козака о сокращении расходов на Олимпиаду, стоит ожидать урезания прежде всего статей, связанных с модернизацией инженерной инфраструктуры города — ради отчета перед МОК на спортивных объектах предпочтут не экономить. Сочинцев просто обманывают, обещая вместе с Олимпиадой модернизировать системы водоснабжения и канализации.
НЕПОПРАВИМЫЙ УДАР ПО КУРОРТНОМУ ПОТЕНЦИАЛУ СОЧИ
Неудовлетворительное состояние систем водоснабжения и канализации в Сочи уже сегодня крайне отрицательно влияет на состояние морской воды. По информации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора), проверка водоканалав районе Большого Сочи выявила повсеместное нарушение технологии очистки сточных канализационных вод. Свалки промышленных и бытовых отходов Сочи эксплуатируются с грубыми нарушениями природоохранного законодательства. Ни одна свалка города не имеет соответствующей разрешительной документации.
Можно только предположить, что будет с качеством морской воды в районе Сочи, если нагрузка на город в результате наплыва строительных рабочих и гостей Олимпиады возрастет, а адекватной модернизации систем водоснабжения и канализации осуществлено не будет.
По объему сброса в расчете на одного жителя Краснодарский край является лидером среди субъектов Российской Федерации.
Глубоководные стоки находятся в неудовлетворительном состоянии: из 39 технически неисправны 11, требуют удлинения — 5, а через 10 производится сброс вод непосредственно у береговой черты. По закону выпуски стоков, тем более несущих экологически опасные химические вещества, должны находиться на расстоянии двух миль от берега.
Лучшие пляжи в Сочи будут отданы под два грузовых порта мощностью по 5 миллионов тонн грузов каждый, которые предполагается построить в Имеретинской низменности. Один порт планируется разместить в районе устья реки Псоу, другой — в устье реки Мзымта. По мнению экологов, реализация этих проектов приведет к полному уничтожению последних приморских экосистем Имеретинской низменности, а также уничтожению пляжей.
Строительство портовых сооружений нарушит движение гальки, прекратит постоянную подпитку имеретинских пляжей. Уже сегодня потребность Сочи в пляжах составляет 15 млн. кв. метров, при нынешней площади пляжей около 1,2 млн. кв. метров — в 12 раз меньше!…. В нынешнем состоянии пляжи могут вместить по санитарно-гигиеническим нормам всего лишь 250 тыс. человек, хотя число ежегодно посещающих Сочи туристов составляет миллионы. Массовые изъятия песка и гальки с пляжей и из русел рек, перехват потока пляжных наносов портовыми сооружениями нанесет серьезный, невосполнимый ущерб рекреационному потенциалу этих территорий, акватории Черного моря. По санитарным нормам, защитная зона у постоянно действующего грузового порта, где должно быть запрещено проживание людей (перевалка сухих грузов может приводить к росту заболеваемости бронхитом, астмой и туберкулезом), должна составлять не менее 1000 метров.
При этом после окончания Олимпиады портовые мощности окажутся не нужны: один из грузовых портов, сооружаемый компанией «Базовый элемент» Олега Дерипаски, предполагается перепрофилировать в частный яхт-клуб на 400-500 мест, который будет служить приезжим олигархам, но не сочинцам.
Для минимизации ущерба городу от строительства портов экологи предлагают объединить предполагаемый грузопоток двух будущих грузовых портов в один порт, а вместо грузового порта создать понтонный. Однако эти разумные предложения никто не хочет слышать.
Подготовка и проведение Олимпиады 2014 могут негативно сказаться на всем природном комплексе региона в целом, так как до настоящего момента не определены границы охраняемой зоны Кавказского государственного природного биосферного заповедника, не установлены границы и режим округов санитарной охраны Сочи, отсутствует генеральный план развития Сочи. Следствием этого стала несанкционированная застройка земель, в том числе и на землях первой горно-санитарной зоны охраны курортов, которая уже наносит непоправимый ущерб потенциалу Сочи как курорта. В ближайшие годы Россия может потерять единственный общедоступный массовый приморский курорт, находящийся на территории нашей страны, на месте которого окажется полностью загаженный нечистотами, непригодный для отдыха город.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ АВАНТЮРИЗМ
Все основные объекты Олимпиады-2014 предполагается разместить в районе Имеретинской бухты на площади в 21 кв. км, на 7-километровом участке побережья, 3 км в глубину, расположенного между реками Псоу и Мзымта. Т.е. размещение основной олимпийской инфраструктуры планируется осуществить на пойменных землях.
С геологической точки зрения это — чистая авантюра. Возведение капитальных сооружений в илистых и болотистых грунтах практически невозможно. Качественная экспертиза, позволяющая определить пригодность ландшафта Сочи для размещения олимпийских и инфраструктурных объектов, в необходимом объеме не проводилась, а принятый закон о подготовке к проведению Олимпиады, фактически приостанавливающий на территории Сочи действие российской Конституции и законов на 10 лет, объявляет не обязательным проведение общественных слушаний и обнародование результатов экспертизы.
Например, в конце январе информационное агентство Regnum опубликовало открытое письмо академика РАЕН, доктора геолого-минералогических наук, профессора В.И.Пахомова, основанное на материалах, представленных бывшему первому вице-президенту ГК «Олимпстрой» Андрею Строеву, в настоящий момент — вице-мэру Сочи, и содержащих диагноз геологического строения Имеретинской низменности для выработки проектных и инженерных решений при проведении строительно-монтажных работ на объектах Олимпиады-2014 в Сочи. Академик В.И.Пахомов пишет:
«В настоящее время данной [трехмерной] модели Имеретинской низменности нет ни у кого. … Но при этом по нарастающей объявляются и проводятся конкурсы и тендеры на проведение строительных работ на территории Имеретинской низменности. Возникает вполне закономерный вопрос. А кто ответит в заключение за качество этих сооружений? И выдержат ли они хотя бы до сроков окончания Олимпийских игр 2014 года? Вот на этот концептуальный вопрос ответа никто пока дать не может. Все прекрасно понимают (в первую очередь — реальные профессионалы), что с «наскока» на территории Имеретинки строить капитальные объекты и сооружения категорически нельзя. Это просто опасно.
Необходимо произвести все положенные и крайне необходимые подготовительные работы и мероприятия, среди которых в первую очередь занимают геофизические исследования, включая сейсморазведку и электроразведку (которые так никто до настоящего времени не выполнил).
Тем более, что территория Имеретинской низменности относится по микросейсмическим характеристикам к 5-ти бальной. А здания планируются без учета этих сейсмологических особенностей территории. Кроме этого можно отметить тот факт, что в связи со сложным гидрогеологическим строением крайне необходимые геофизические исследования на территории Имеретинской низменности не выполнены и по настоящее время в ГК «Олимпстрой».
Проект инженерной защиты территории Имеретинской низменности тоже вернули на доработку в ГК «Олимпстрой» в декабре 2008 года. Возможно по этой причине… Но тендеры то все равно проводятся!!!!
На что рассчитывают руководители корпорации? На то, что им повезет!!!»
Отношение властей к необходимости серьезной экспертизы хорошо иллюстрирует высказывание бывшего мэра Сочи Виктора Колодяжного (ныне главы корпорации «Олимпстрой») на встрече с жителями Имеретинский долины: в ответ на замечание одного из участников встречи о том, что геологических изысканий перед началом строительных работ не проводилось и ни одного геолога на месте строительства олимпийских объектов не видели, Колодяжный заявил, что новые технологии позволили осуществить сканирование местности с вертолета (!) и оценить ее пригодность для реализации планов застройки.
НЕЗАКОННОЕ ВЫСЕЛЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ С ИХ ЗЕМЕЛЬ
В Имеретинской низменности, расположенной на побережье Черного моря в междуречье рек Мзымта и Псоу — в одном из самых живописных мест Большого Сочи — власти решили разместить ряд новых олимпийских объектов: малую ледовую арену для хоккея с шайбой, ледовый дворец спорта для соревнований по фигурному катанию, крытый конькобежный центр, ледовую арену для кёрлинга, стадион для церемоний открытия и закрытия Игр, пресс-центр и Олимпийскую деревню. Здесь также предполагается расположить два грузовых порта, о которых речь шла выше. Сегодня в этих местах проживают люди, занимающие эти места в пятом-седьмом поколении. Ради строительства олимпийских сооружений и порта власти решили выселить людей с их земель, разрушив принадлежащие им дома. Планируется выселить жителей 404 частных и 32 многоквартирных домов. Выселение людей осуществляется самым беспардонным способом: в ответ на законное требование жителей Имеретинской долины — сначала предоставить им новое жилье, власти буквально вышвыривают людей на улицу.
Вопрос предоставления имеретинцам адекватной компенсации и современного жилья взамен домов, из которых их выселяют, так и не решен. В январе 2009 г. замгубернатора Краснодарского края Василий Назирадзе заявил, что граждане должны будут в обязательном порядке освободить свои земли и дома не позднее 31 марта 2009 года, при этом власть не готова предоставить им новое постоянное жилье, и намерена переселить сочинцев во временные жилища — пансионаты и временные квартиры. Имеретинцы до сих пор не знают, во сколько оценены их участки и дома, и какую компенсацию за олимпийское переселение они получат от государства.
В марте жителе Имеретинской долины, поспешно и жестоко выселяемые из своих домов, приняли решение обратиться в Европейский суд по правам человека для защиты своих прав. Если это произойдет, рассмотрение дела в Европейском суде накануне Олимпиады выставит российское государство на международной арене в крайне неприглядном свете, серьезно ударяя по репутации и России, и будущих Игр-2014.
Такое жестокое обращение властей со своими гражданами просто недопустимо. Прежде чем переселять людей для строительства олимпийских объектов, власть обязана заплатить им компенсации, исходя из справедливой оценки стоимости их собственности, и предоставить адекватное постоянное жилье. Тем более что из расчета средней стоимости компенсации для одного частного домовладения в 1-1,5 млн. долларов для 400 домовладений (около 600 млн. долларов), а также приблизительной оценки стоимости расселения 32 многоквартирных домов (еще порядка 400 млн. долларов) сумма компенсаций гражданам за расселение уложится в пределах 1 млрд. долларов — вполне посильные средства для нашего государства, запланировавшего космические расходы на строительство олимпийской инфраструктуры, но не желающего заплатить справедливую компенсацию своим гражданам.
УДАР ПО ЭКОНОМИКЕ СОЧИ И УГРОЗА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМУ МИРУ
До 50% населения Сочи имеет частный бизнес, связанный с курортниками. С деятельностью санаторно-курортной сферы, так или иначе связаны до четверти трудоспособных жителей города. Превращение города в гигантскую стройку на несколько лет подряд просто отпугнет из города многих туристов. По экономике Сочи будет нанесен катастрофический удар. Еще одна угроза — планы привлечьк строительству до полутора сотен тысяч рабочих из Турции, Китая и Таджикистана. Маленький город не готов к массовому наплыву трудовых мигрантов, а приезд рабочих из Турции может спровоцировать межнациональные конфликты с армянской общиной, которая весьма многочисленна в городе.
УГРОЗА ВОЕННОГО КОНФЛИКТА
Наконец, не стоит забывать, что Сочи находится в зоне военного противостояния между Россией и Грузией, крайнее обострение которого случилось в ходе вооруженного конфликта в августе 2008 года. С учетом того, что Россия признала независимость Абхазии и приняла решение о размещении там своей военной базы, а Грузия не признает эти решения законными, не исключена новая вспышка военного конфликта. Между властями Грузии и Абхазии происходит постоянный обмен агрессивной милитаристской риторикой, проводятся военные приготовления.
Это создает беспрецедентную угрозу безопасности Игр: ни одна из зимних Олимпиад не проводилась в такой близости от очага вооруженных конфликтов.
ГРАНДИОЗНАЯ ВОРОВСКАЯ АФЕРА
Нет сомнений, что главная неафишируемая цель проведения Олимпиады для правящей верхушки — украсть побольше средств, выделяемых из бюджета на ее проведение. Чтобы понять это, достаточно всего лишь взглянуть на олимпийский бюджет — в прошлом году он оценивался в 314 млрд. рублей. И это без учета объявленных в январе оценок стоимости строительства совмещенной автомобильной и железной дорог Адлер — Красная Поляна, которое обойдется в 242 млрд. рублей (прежде в бюджете сочинской Олимпиады фигурировали расходы на строительство дороги Адлер — Грушевая поляна в сумме 28,4 млрд. рублей, однако в связи с переносом олимпийских объектов из Грушевой поляны по требованиям экологов от строительства этой дороги отказались).
Т.е. реальная стоимость Олимпиады в Сочи (с учетом добавления стоимости дороги Адлер — Красная Поляна), в соответствии с ФЦП «Развитие г.Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)» плюс расходами на строительство дороги Адлер — Красная Поляна, составит 527 (!) млрд. рублей (первоначальные 314 млрд. рублей по ФЦП «Развитие г.Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)», плюс 242 млрд. рублей на строительство дороги Адлер — Красная Поляна, минус 28,4 млрд. рублей на строительство дороги Адлер — Грушевая поляна). По курсу 35 рублей за доллар это 15,1 миллиардов долларов.
Кто-то назовет эту цифру «рекордной»; мы предпочитаем называть ее позорной и скандальной. Стандартная стоимость проведения зимних Олимпиад в последние годы колебалась вокруг 2 млрд. долларов.
В марте 2009 года вице-премьер Дмитрий Козак объявил, что расходы на Олимпиаду вдруг неожиданным образом сократились до 218 млрд. рублей. Непонятно, входит ли в эту цифру сооружение инфраструктурных, энергетических и других сопутствующих объектов (пока изменения в официальную ФЦП не внесены, и официально действительна цифра в 314 млрд. рублей), однако даже новая цифра в 218 млрд. рублей в разы превосходит стандартную стоимость проведения Зимних Олимпийских игр. В озвученную Д.Козаком сумму в 218 млрд. рублей также явно не входят 242 млрд. рублей, предназначенных для строительства железной и автомобильной дорог Адлер — Красная Поляна.
Стоимость проведения Зимних Олимпийских Игр, млрд. долларов

Такая разница между стандартной стоимостью проведения Зимних Олимпиад и стоимостью Сочинских игр не может не наводить на мысль о том, что российские власти вознамерились большую часть средств, выделенных на Олимпиаду, просто украсть. Размер откатов и завышения смет при сооружении олимпийских объектов, судя по всему, будет чудовищным.
КОРРУПЦИЯ И ОТКАТЫ
Из общей сметы Олимпиады в Сочи 314 миллиардов рублей 9две трети — 195 млрд. рублей — выделены из бюджета. При этом лишь 31,3 млрд. рублей планируется направить на спортсооружения, всего 2,5 млрд. — на экологию. Основные средства — 216 млрд. рублей — пойдут на создание транспортной инфраструктуры (и это без учета упомянутых выше 242 млрд. на строительство дороги Адлер — Красная Поляна), сооружение энергообъектов и строительство гостиниц.
Можно только представить себе фантастическую степень коррупции при распределении этих средств. Например, по оценкам Минтранса России, работы по проекту строительства совмещенной автомобильной и железной дорог «Адлер — Красная Поляна» обойдутся в 242 млрд. рублей. В рамках проекта планируется спроектировать и построить 48 км электрифицированной железной дороги с тремя новыми станциями и реконструкцией станций Сочи, Адлер, Веселое, а также более 50 км автодороги с соединительными дорогами между существующей и новой автомагистралями.
Проект включает сооружение 26,5 км тоннелей, в том числе 10,3 км железнодорожных, 6,7 км — автомобильных, 9,5 км — штольни.
Также предполагается строительство 35 км мостов и эстакад. Это означает, что стоимость одного погонного километра дороги составит свыше 4,8 миллиардов рублей, или около 140 миллионов долларов по текущему рыночному курсу!
В международной практике строительства дорог максимальная планка стоимости строительства — 70 млн. долларов за километр. Как правило, такие цифры характерны только для сложных горных тоннелей — например, в швейцарских Альпах. Однако только 27 из 50 километров дороги «Адлер — Красная Поляна» будут представлять из себя тоннели. Даже если взять за ориентир высокую оценку стоимости строительства тоннелей, 70 млн. долларов за километр, на все 27 км тоннелей получается 1,9 миллиардов долларов (между прочим, сумма, равная полному бюджету Зимней Олимпиады в Ванкувере, Турине или Солт-Лейк-Сити).
Добавим еще стоимость строительства 35 километров мостов — оценив их, допустим, в 50 миллионов долларов за километр. (Например, введенный в строй в 2008 г. 36-километровый морской мост через Ханчжоуский залив в Восточном Китае, в провинции Чжэцзян, обошелся в 45 млн. долларов за километр, его общая стоимость составила 1,64 млрд. долларов.) Еще 1,7 млрд. долларов. Таким образом, объективная стоимость сооружения всей дороги Адлер — Красная Поляна не должна превысить 4 миллиардов долларов. А она запланирована в сумме 7 миллиардов долларов.
Вот так можно получить представление о коррупции, сопутствующей строительству объектов, связанных с Олимпиадой.
В дороге Адлер — Красная Поляна с ее космической стоимостью нет и принципиальной нужды: есть и другие варианты организации постоянного транспортного сообщения с Красной Поляной, гораздо более выгодные, например: ряд специалистов предлагает построить дорогу принципиально по другой трассе: от кольца Краснодарского моста через Ажек и Медовеевку до Красной Поляны. По расчетам, ее длина составит 45 км. Прокладка трассы по такому варианту имеет целый ряд преимуществ: в этом случае большая часть транспорта в Красную Поляну из центра со стороны Дагомыса не пойдет по Курортному проспекту и другим перегруженным улицам Сочи, а строить новую дорогу не так уж сложно, так как на большей части ее трассы проложена старая трасса. Есть и вариант строительства для связи с Красной Поляной канатных дорог с гондолами вместимостью от 180 человек, для осуществления пассажирских и некоторых грузовых перевозок, по опыту альпийских стран — Германии, Швейцарии, Австрии. Канатная дорога сможет соединить Красную Поляну с улицей Пластунской или со Старой Мацестой, давая возможность проехать на Красную Поляну напрямую из центра города. Использование этих вариантов (строительство альтернативной автодороги на Красную Поляну от кольца Краснодарского моста через Ажек и Медовеевку, сооружение канатной дороги) значительно удешевит расходы на Олимпиаду. С этими предложениями, например, недавно выступил Вячеслав Воронков, руководитель Сочинского горисполкома в 1955-1977 гг., почетный гражданин города Сочи.
Однако власти упорно двигают идею строительства трассы Адлер — Красная Поляна в чрезвычайно сложных инженерных условиях. Есть основания полагать, что главным мотивом для таких действий являются не столько Олимпиада или забота о развитии Сочи, сколько коррупционные интересы и желание чиновников заработать на проекте сказочной дороговизны.
Дублирующая автомагистраль в Сочи длиной в 17 километров (от транспортной развязки в районе реки Агуры до транспортной развязки в районе реки Псахе) составит 23 миллиарда рублей, или около 40 миллионов долларов за километр (по текущему рыночному курсу).
Не лучше и ситуация с энергообъектами: запланированные 1,1 млрд. долларов на строительство энергообъектов (не считая 300 млн. долларов на строительство подводного газопровода Джубга-Лазревское-Сочи) означают, что стоимость одного вводимого киловатта электрической мощности составит около полутора тысяч долларов. Для сравнения: стандартная стоимость одного кВт новой мощности парогазовых и газотурбинных станций — 500-800 долларов.
Вопрос, куда на самом деле пойдет разница между реальной и сметной стоимостью сочинских транспортных и энергетических объектов, риторический. Удивительно другое — неужели международное сообщество сквозь пальцы посмотрит на такой вопиющий пример отмывания средств через Олимпиаду???
СТРОИТЕЛИ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ — КОМПАНИИ-БАНКРОТЫ
Хотя около трети предолимпийских расходов должны взять на себя внебюджетные источники, с этими источниками сегодня — тоже проблема. Компании, финансирующие строительство олимпийской инфраструктуры, из-за экономического кризиса оказались на грани банкротства. Прежде всего это относится к структурам предпринимателя Олега Дерипаски, который сегодня оказался в положении фактического банкрота: его компания «Базовый элемент» получила подряды на строительство горной олимпийской деревни, аэропорта, морского порта «Имеретинский» в устье реки Мзымта.
На какие средства «Базовый элемент», оказавшийся на грани выживания, будет осуществлять строительство этих объектов, непонятно. Пока он получает финансовую помощь от государства: в феврале-марте государственный Внешэкономбанк выделил «Базовому элементу» 5,4 миллиарда рублей на модернизацию аэропорта и 4 миллиарда рублей на строительство порта в устье Мзымты. Таким образом, строительство все равно осуществляется на государственные деньги.
Не в самом лучшем положении и «Газпром», который в 2009 году из-за резкого падения международных цен на газ будет балансировать на грани убыточности и вынужден уже сейчас резко сокращать свою инвестиционную программу. Силами «Газпрома», помимо газопровода Джубга-Лазаревское-Сочи стоимость в 300 млн. долларов, планировалось построить лыжные трассы, лыжный стадион и другие сооружения инфраструктуры на хребте Псехако, горнолыжные трассы и гостиницы. Кризис поставил эти планы под угрозу.
ОЛИМПИЙСКИЙ ПЛАН ПУТИНА — НЕПОПРАВИМЫЙ УДАР ПО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ
Создание олимпийской инфрастуктуры в Сочи нанесет невосполнимый масштабный ущерб уникальной дикой природе и биологическому разнообразию Западного Кавказа. Наибольшую часть комплекса олимпийских сооружений планируется построить в окружении ценнейших территорий дикой природы, обладающих особо охраняемым статусом (Кавказский заповедник, включенный в Список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, а также Сочинский национальный парк, Сочинский заказник). Масштабное строительство будет разворачиваться не в каких-то нарушенных и вторичных экосистемах, а на территории крупнейшего в Европе массива нетронутых горно-лесных экосистем, обладающего уникальным биологическим разнообразием, сохранение которого имеет мировое значение.
Большая часть природных территорий в районе Красной поляны, где планируется построить значительную часть олимпийских объектов, по своей ценности ничуть не уступает территории Кавказского заповедника и планировалась к включению в состав объекта Всемирного Природного Наследия «Западный Кавказ» — это не произошло только благодаря противодействию отдельных чиновников. Если бы не такое противодействие, то сейчас в состав Всемирного Наследия входили бы полностью вся территория Грушевого хребта, хребта Псехако, большая часть хребта Аибга. Таким образом, практически все олимпийские объекты в районе Красной поляны, согласно изначальной схеме из размещения, за исключением фристайл-центра и комплекса трамплинов, находятся на исключительно ценных природных территориях.
Строительство, которое уже начато и ведется, крайне разрушительно для уязвимых экосистем в районе Красной Поляны — уже вырублены обширные участки девственных лесов, необратимо нарушены естественные ландшафты, разрушены места обитания многих редких видов животных и растений. Строительство ведется с грубыми нарушениями законности — прежде всего, нарушается Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Уже сейчас — на начальной стадии — это строительство приводит к серьезным природным катаклизмам. Таким как, например, обширный оползень, произошедший в долине Сулимовского ручья при строительстве компанией «Роза-Хутор» дороги на склонах хребта Аибга в 2007 году.
Власти открыто плюют в лицо экологам — например, председатель Олимпийского комитета России Леонид Тягачев однажды заявил, что «если придут и начнут, потрясая Конституцией, кричать о том, что нельзя рубить елки и сосны, нам будет проще поменять Конституцию».
Такое отношение отражает общий подход путинской верхушки к организации Олимпиады — им плевать не только на окружающую среду, но и на закон.
В связи с планами проведения Олимпийских игр в спешном порядке меняется законодательство страны, узаконивается отмена обязательности государственной экологической экспертизы, принудительное изъятие земель под олимпийское строительство без возможности оспорить его в суде, вывод особо ценных природных территорий из-под охраняемого статуса. Например, в 2006 году в спешке было изменено функциональное зонирование Сочинского национального парка, что позволило властям вывести из заповедной и особо охраняемой зон Сочинского нацпарка земли, которые были намечены под олимпийское строительство. Распоряжением правительства №238-р от 27 февраля 2003 г. к землям, которые могут быть переданы в аренду для создания туристско-спортивного
горно-климатического комплекса Красная Поляна, были отнесены не только обширные территории заповедной и особо охраняемой зоны Сочинского национального парка на хребтах Псехако, Грушевый, Аибга и Ачишхо, но и земли Кавказского заповедника на хребте Табунный и в урочище Медвежьи Ворота.
Согласно еще одному распоряжению Правительства РФ (№81-р от 26.01.2007 г.) было принято решение, допускающее строительство большого количества рекреационных объектов на Грушевом хребте — в охранной зоне Кавказского заповедника, имеющей особую природоохранную ценность. Застройка этих территорий приведет к полному уничтожению лесной среды на площади строительства, деградации лесной среды в результате фрагментации природных комплексов при строительстве инфраструктуры, уничтожению среды обитания редких видов растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ и Краснодарского края.
На территории Кавказского заповедника в районе кордона Лаура планируется построить участок подъездной дороги к хребту Псехако, здесь уже построен мост через реку Ачипсе. Здесь же, на территории Кавказского заповедника, планируется сделать водозабор для обеспечения олимпийских объектов. В охранной зоне Кавказского заповедника запланировано построить санно-бобслейную трассу, горную олимпийскую деревню, биатлонный комплекс, подъездной участок от биатлонного комплекса к горной олимпийской деревне, дороги.
Все это незаконно. Строительство любых объектов, которые сейчас намечено разместить в Кавказском заповеднике (который является ядром объекта Всемирного природного наследия «Западный Кавказ») и в его охранной зоне, которая играет роль буферной зоны данного объекта Всемирного природного наследия, должно быть исключено.
Даже сами власти признают, что никакой качественной оценки экологических последствий строительства олимпийских объектов не проводилось: как сообщило в марте 2009 года Северо-Кавказское межрегиональное управление по экологическому и технологическому надзору, начало серии государственных экологических экспертиз материалов рабочих проектов по объектам Олимпийского строительства в Сочи, государственным заказчиком по которым определена госкорпорация «Олимпстрой», показало, что общей чертой всех проектных материалов является слабая проработка раздела, включающего природоохранные мероприятия. Эксперты государственной экологической экспертизы отметили, что «проектными организациями не используется имеющаяся огромная база данных о состоянии животного и растительного мира в районе строительства, неверно выполнена оценка воздействия намечающегося строительства на окружающую среду, сделан неверный прогноз последствий для особо охраняемых природных территорий и неточное определение размеров ущерба» 15. Заметьте: это утверждение не независимых экологов, и не оппозиционных политиков, а представителей государственного органа власти, ответственного за экологический надзор.
ЧТО ПОСЛЕ ОЛИМПИАДЫ?…
Сооружаемые олимпийские объекты будут сосредоточены в регионе, где невозможно их дальнейшее эффективное использование.
В Краснодарском крае и на Юге России в целом по вполне понятным причинам не существует массового зимнего спорта.
Например, в Сочи планируется построить несколько стадионов и ледовых дворцов, а всего вместимость сооружаемых 14 спортивных объектов составит более 190 тысяч зрительских мест. В числе возводимых объектов — центральный стадион, большая и малая ледовые арены, ледовый дворец в Имеретинской низменности, арена для кёрлинга.
Сейчас все увлечены обсуждением подготовки в Олимпиаде, и мало кто задается вопросом — а что будет с этими спортивными аренами после Олимпиады?…
В Сочи нет ни традиций хоккея на льду, конькобежного спорта и фигурного катания, ни команд, ни спортсменов, участвующих в этих видах спорта. Это и неудивительно, что в субтропическом городе нет традиции кататься на коньках. Кому будут служить после постройки многочисленные ледовые дворцы?… Сочи — небольшой город, где 200 тысяч стадионных мест будут просто лишними. Здесь все население — чуть больше 400 тысяч человек, включая маленьких детей. Главная спортивная арена города — Центральный стадион имени Славы Метревели — рассчитан на 10 тысяч 200 мест, и тот был полностью заполнен лишь однажды в своей истории.
После проведения Олимпиады новые стадионы будут простаивать или, в лучшем случае, превратятся в вещевые рынки. Власти говорят, что большая и малая ледовая арены будут использоваться как «многофункциональные спортивные и концертные залы», выставочные комплексы, развлекательные центры. Но кому они будут нужны в городе с населением в полмиллиона человек?
16 марта 2009 года в ходе онлайн-интервью с читателями газеты «Коммерсантъ» вопрос об этом был задан президенту Олимпийского комитета России Леониду Тягачеву, причем задавал вопрос Вячеслав Воронков, руководитель Сочинского горисполкома в 1955-1977 годах, почетный гражданин города Сочи. Его вопрос Леониду Тягачеву звучал таким образом:
«Уважаемый Леонид Тягачев, судя по представленным «Олимпстроем» проектам строящихся Олимпийских объектов, их общая вместимость зрелищных мест составляет 194000! (В том числе в Красной Поляне 131000 мест и 63000 мест в Имеретинке) Население Сочи 405000 человек. На какую последующую окупаемость рассчитывают авторы проекта? Каковы затраты на их последующее содержание?
Кто их будет покрывать? В настоящее время в Сочи создано маленькое ледяное поле, его месячное содержание в условиях субтропиков составляет 1 млн. долларов (35 млн. руб.)
Столько денег идет в бюджете на всю спортивную работу города! Действующий стадион в центре Сочи круглогодично никогда не бывает заполненным… Судя по прессе, Олимпийский стадион в Пекине «Птичье гнездо», стоимостью 500 млн. долларов, отдается под торговлю. В богатой Москве Олимпийский стадион в Лужниках также становится торговым. Его президентская ложа отдана под салон для новобрачных»
На этот вопрос, впрочем, как и на другие, Леонид Тягачев предпочел не отвечать. Как сказано на сайте «Коммерсанта», ознакомившись с вопросами читателей «Коммерсанта», «президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев принял решение воздержаться от дискуссии и выступить в более привычном для себя жанре монолога. Публикуем ответ господина Тягачева в том виде, в котором он поступил в редакцию.»
Монолог Тягачева не содержит даже попытки ответить на острые вопросы людей, в том числе вопрос Вячеслава Воронкова о постолимпийской судьбе возводимых спортсооружений. Тягачев пишет:
«Я ознакомился со всеми адресованными мне вопросами…
Судя по некоторым заданным мне вопросам, не все их авторы хорошо себе представляют структуру российского спортивно-физкультурного движения, функции, полномочия и задачи его субъектов, недостаточно осведомлены о наших взаимоотношениях с международными спортивными организациями, определяемых регламентами, традициями и другими факторами… Что касается лично меня, то мне не хотелось бы, отвечая на определенные вопросы, заниматься самоотчетом, приводить свой послужной список, говорить о всякого рода объективных сложностях в работе…»
Т.е. просто дело в том, что люди, задававшие вопросы, «ничего не понимают в организации российского спортивного движения». На конкретный вопрос о том, что будет с сооружаемыми спортивными дворцами в дальнейшем, Тягачев, однако, ответа так и не дал.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. АЛЬТЕРНАТИВА
Вывод печален. Игры 2014 года в Сочи, так как они задуманы и готовятся, — авантюра, причем авантюра, смертельно опасная прежде всего для самого города.
Очевидно, что проведение Олимпиады-2014 в Сочи в полном объеме приведет к катастрофе для города, разворовыванию огромных бюджетных средств, сооружению объектов, которые позже окажутся не нужны.
Перед Россией реально встает перспектива лишения Сочи прав на проведение Олимпиады. Сами российские чиновники признают, что подготовка к Играм проваливается.
В частности, 6 марта 2009 года на коллегии Ростехнадзора Министр природных ресурсов Юрий Трутнев заявил, что олимпийские стройки в Сочи находятся «в ужасном состоянии». «Стройки наши выглядят ужасно. Мне стыдно будет показывать эти снимки премьер-министру, но показывать их я буду», — сказал Трутнев, а эксперты МОК, по его словам, могут «показать пальцем на эти объекты» и сказать, что «в России, взявшей на себя обязательство возводить экологически наиболее чистые объекты, строить не умеют».
Перспектива провала подготовки к Олимпиаде становится еще более реальной в связи с экономическим кризисом. Огромные расходы, запланированные на строительство олимпийской инфраструктуры с нуля, может оказаться просто негде взять.
В 2009 году власти объявили о том, что бюджетные расходы сокращаться не будут. Для финансирования бюджетного дефицита придется потратить 3 триллиона рублей из Резервного фонда. На следующие годы, в особенности 2011-2013 годы, на которые придется пик подготовки к Олимпиаде, денег Резервного фонда может просто не хватить. Негосударственные корпорации, софинансирующие Олимпиаду, — как мы уже говорили выше, в основном банкроты.
Для того, чтобы сохранить Олимпиаду 2014 году у России, существует единственное решение — децентрализовать проведение Игр, разнести его по тем городам, где уже имеются готовые спортсооружения, а инфраструктура позволяет принять гостей Игр. В 2008 году с такими предложениями выступили Комитет гражданского контроля, опубликовавший в Новой газете доклад «За фасадом Олимпиады-2014», а также наш коллега по объединенному демократическому движению «Солидарность» Иван Стариков.
Эти предложения разумны. Их реализация позволит сэкономить огромные бюджетные расходы, снизить чрезмерную строительную, инфраструктурную и экологическую нагрузку на Сочи, спасти уникальный приморский курорт от разрушения, — и успешно провести сами Игры-2014.
В Сочи необходимо провести открытие и закрытие Олимпиады, а также соревнования в пяти видах спорта, связанных с горным ландшафтом — горные лыжи, прыжки с трамплина, бобслей, скелетон, сноубординг.
Оставшиеся дисциплины можно провести в различных субъектах РФ, с использованием уже существующих спортивных объектов, проведя их частичную реконструкцию:
- хоккейный турнир, соревнования по фигурному катанию, керлингу и шорт-треку — в Москве, Ярославле, Санкт-Петербурге, Казани (спортсооружения в этих городах не нуждаются в значительной модернизации или реконструкции);
- соревнования по конькобежному спорту — в Коломне и Челябинске (спортивные комплексы в этих городах отвечают всем необходимым требованиям, причем стадион в Челябинске открыт всего год назад);
- трассы для соревнований по биатлону и лыжным гонкам можно либо построить в других регионах страны, где имеется снежный покров (в Сочи его нет), либо использовать имеющиеся биатлонные трассы в Ханты-Мансийске, Увате, Новосибирске, Саранске, Уфе.
В соответствии со статьей 35 Олимпийской хартии решение о децентрализации Игр может быть принято Исполкомом МОК в исключительных случаях. В последние годы в практике организации Олимпийских игр децентрализация встречалась все чаще — на-
пример, Пекинские летние игры 2008 года проводились, помимо самого Пекина, еще в 6 городах — Циньдао, Тяньцзине, Шанхае, Гонконге, Шеньяне и Циньхуандао. Значительная часть дисциплин в рамках зимней Олимпиады-2010 г. в Ванкувере пройдет в городе
Уистлере, удаленном от Ванкувера на 125 км. Мы отдаем себе отчет, что децентрализация проведения Игр — сложное решение. Однако Международный Олимпийский комитет может пойти навстречу России, в особенности учитывая то, что в июле 2007 года, когда принималось решение о выборе Сочи в качестве места проведения зимней Олимпиады-2014, никто не мог и подумать, как тяжело ударит по России экономический кризис.
Кризис заставил взглянуть по-новому на многое в мире; это — объективная причина для того, чтобы разрешить России децентрализовать Олимпиаду.
При этом возникает возможность отказаться от строительства стадионов и ледовых дворцов, создающих основную нагрузку на Имеретинскую низменность и не имеющих перспектив полезного использования в будущем:
- малой ледовой арены для хоккея с шайбой в Имеретинской низменности на 7 тысяч мест (стоимость 1 млрд. рублей);
- ледового дворца спорта для соревнований по фигурному катанию в Имеретинской низменности на 12 тысяч мест (стоимость 1,4 млрд. рублей);
- крытого конькобежного центра в Имеретинской низменности на 8 тысяч мест (стоимость 1,1 млрд. рублей);
- большой ледовой арены для хоккея с шайбой в Адлерском районе на 12 тысяч мест (стоимость 5,7 млрд. рублей);
- центрального стадиона на 40 тысяч мест (стоимость 322 млн. рублей);
- ледовой арены для кёрлинга в Имеретинской низменности на 3 тысяч мест (стоимость 451 млн. рублей).
Отказ от строительства этих сооружений позволит сэкономить более 10 млрд. рублей и спасти Имеретинскую низменность.
Существует вообще довольно простой вариант решения проблемы децентрализации Олимпиады: проведение Игр в двух городах, Сочи и Москве. Москва обладает необходимой инфраструктурой и готова будет принять достаточное количество гостей Олимпиады;
Москва уже принимала Олимпийские игры, и принять часть соревнований зимних Игр-2014 г. не станет для российской столицы проблемой. Такое предложение мог бы поддержать даже московский мэр Юрий Лужков, который с радостью согласится взяться за модернизацию необходимых для приема и проведения Олимпиады объектов.
Важно понимать, что путинский план проведения Игр-2014 — фантом, он существует только в воображении правящей российской бюрократии, а попытка реализовать его приведет к разрушительным последствиям для Сочи.
Отнятие Игр у России — вполне реальная перспектива. Глядя на многочисленные проблемы подготовки к сочинской Олимпиаде, не являющиеся ни для кого секретом, власти южнокорейского Пхенчхана, проигравшего Сочи считанные голоса, могут воспользоваться своим правом и обратиться в международные суды для отмены решения. Такой прецедент уже был: в 1976 году: вместо Денвера зимняя Олимпиада прошла в австрийском Инсбруке.
Реальная альтернатива сегодня — либо олимпийская авантюра властей, с огромным ущербом для Сочи и его жителей, либо Олимпиада с человеческим лицом, по предлагаемому нами плану.
Авторы благодарят Ивана Старикова за высказанные им идеи по изменению схемы проведения зимней Олимпиады-2014 г. в целях спасения города Сочи от чрезмерной нагрузки, связанной с проведением Олимпиады по первоначальному плану российских властей.
Видео. Презентация доклада.
http://www.rusolidarnost.ru/video/2009-04-14-sochi-i-olimpiada-press-konferentsiya-vladimira-milova-i-borisa-nemtsova
SOCHI AND THE OLYMPICS
Report by Boris Nemtsov and Vladimir Milov (April 2009)
Boris Nemtsov is the former deputy prime minister of Russia (1997-1998), leader of ?Solidarity“ opposition movement and a candidate for Mayor of Sochi in the April 26 elections
Vladimir Milov is the former deputy energy minister of Russia (2002) and a member of the bureau of ?Solidarity“ opposition movement
INTRODUCTION
Memories are still fresh of how overjoyed in July 2007 the residents of Sochi were by the news from Guatemala of their city’s victory in the competition to hold the XXII Winter Olympic Games in 2014. The people of Sochi celebrated their victory on the streets of the city day and night, cheering and waving flags. The awarding of the 2014 Winter Olympics was a tremendous achievement for Russia. We, the authors of this report, just as many of our fellow Russians, want the 2014 Winter Olympics to go off successfully and to be held in Russia. We are all for the Olympics.
However as time passes the Olympic euphoria is being replaced by concern. The Olympic dream is rapidly slipping out of the grasp of the people of Sochi, and all Russia risks losing both the 2014 Olympic Games as well as our only unique coastal resort.
The notion of holding a Winter Olympics in a coastal town with a subtropical climate, surrounded by mountains, the infrastructure of which has practically remained un-modernized since Soviet times, looks more and more like some sort of an insane gamble. Due to its subtropical climate, winter sports (with the exception of alpine skiing) have never been particularly developed in Sochi, and the basic sports venues–ice rinks, the biathlon courses and other skiing venues–will have to be built from scratch. Due to the region’s complex mountainous terrain the construction of transportation infrastructure, with its multitude of tunnels and bridges, will cost astronomical amounts of money. The enormous burden on small Sochi threatens the town with catastrophic consequences.
And the economic crisis has struck at a particularly bad time: starting in 2009, during years of particular importance for the Olympic preparations, Russia will experience serious financial difficulties due to the falling prices of exported raw materials, capital flight, and the de facto bankruptcy of large corporations that have undertaken commitments to co-finance the Olympics. The financial question is very important: the Sochi Olympics will set a record for costs in the history of Winter Olympic Games, and an interruption in financing could completely wreck the approved schedule of Olympic preparations.
Today not only has such a disruption in Olympic preparations in time for the Games become a distinct reality, so has the possibility of inflicting on Sochi unacceptable damage through an extremely intensive Olympic infrastructure construction program.
THE CURRENT OLYMPIC PLAN WILL DESTROY SOCHI
Putin’s plan for holding the 2014 Olympics in Sochi threatens to destroy Sochi. The town simply is not physically capable of bearing such an enormous construction, environmental and transportation burden that it will have to face if the 2014 Winter Olympics are to be held according to the scenario developed by Putin. Putin’s scenario calls for:
an enormous load on Sochi’s infrastructure capacity (transportation, power, water supply and sewage system);
the squandering of an unprecedented amount of budgetary funding, exceeding by many times the level of expenditures on any other Winter Olympic Games;
the destruction of the region’s unique ecosystem;
a blow to the city’s resort-based economy and the importation of thousands of temporary workers capable of destabilizing the conditions in Sochi;
the construction of «Potemkin villages“ which nobody will need once the Games are over.
Holding the Olympics is turning into a con game capable of catastrophically damaging Sochi.
Let us examine each of these problems in detail.
THE COLLAPSE OF THE TRANSPORTATION SYSTEM
Sochi is already on the verge of the collapse of its transportation system, the per capita concentration of vehicles (where there already are around 120,000) in Sochi is already surpassing Moscow. Traffic on the main highway corridor is extremely bad, especially during the summer. Miles-long traffic jams have become the blight of the city; during rush hours traffic moves slower than in Moscow. In the city’s Central and Khostin Districts route M-27 passes through the city’s main streets, Vinogradny and Kurortny Boulevards. The density of traffic in these districts during the summer months reaches 32,000 and more cars per day traveling at speeds less than 10 to 15 kph [4.5-6.2 mph—trans.].
Originally, as a solution to the traffic jams, Minister of Transportation Igor Levitin recommended building a second tier over Kurortny Boulevard. However the shortcomings of this idea became apparent right away: in order to begin construction of a second level, Kurortny Boulevard would have to have been shut down and this would have entirely paralyzed Sochi’s transportation system for the length of the construction (a minimum of 1-2 years). Thank God they abandoned Minister Levitin’s «creative» idea–although at the time the adoption of such a solution with a single stroke of the ministerial pen was not entirely ruled out. The planned construction of a duplicate traffic artery will be a four-lane one only for the10.8 kilometers running from Zemlyanichnaya Street to the traffic interchange near the Psakhe River. Its construction will help little to resolve the city’s transportation problems. The main funding, 242 billion rubles, will not be used to develop transportation arteries and intersections in the city itself, and not to ensure coastal transportation on the Lazarevskoe-Centralny District-Adler line, which currently suffers from the greatest transportation flow, but to build a connecting road between Adler and Krasnaya Polyana (more about this later), which will be of little use after the Olympics.
The influx of cars related to the Olympics will completely paralyze traffic in Sochi, if, of course, they do not simply «remove» residents of Sochi from the city, forbidding them from showing themselves on the streets, as was done with the residents of St. Petersburg in 2006 during the G-8 Summit.
The complex mountainous terrain of Sochi means that the construction of transportation infrastructure is inseparable from the need to build a large number of mountain tunnels and bridges. This is very expensive and, what is more important, slow: for instance, in order to build the planned Adler-Krasnaya Polyana road in time for 2013, they will have to drill tunnels at a rate of 500 meters per month, even though none of this construction has yet been started. The possibility of not finishing in time for the Olympics is more than real.
CHRONIC POWER SHORTAGES
Supplying power for the Olympics is an entirely separate issue. Sochi is a profoundly power-deficient region, a dead-end in the electrical supply grid. It was only in 2004 that the first stage of the Sochi Thermal Power Plant, with a capacity of 80 MW, began operations (at the time the decision to finance it was made by a government commission under the chairmanship of Boris Nemtsov). However, even this is insufficient to ensure the city’s demand for electricity: today power consumption is around 400 MW.
Even counting several other small power sources (the Krasnopolyankaya Hydroelectric Plant and Tuapse Thermal Power Plant that cumulatively generate an additional 30 MW of electricity) Sochi only meets one quarter of its demand for electricity. The transmission of electricity from other regions is problematic: traditionally Sochi oriented itself towards electricity from the Inguri Hydroelectric Plant, located in Georgia. Now, for obvious reasons, the delivery of electricity from Georgia is impossible.
The transmission of electricity from the Kuban Region through mountain power lines is complex and subject to constant supply interruptions: the high-voltage lines supplying Sochi district with power pass through the only narrow mountainous corridor in the Centralnaya-Shepsi District, which is subject to frequent extreme weather conditions. The Sochi power grid district is characterized by extreme wind, heavy ice buildup, precipitation and landslides.
Furthermore, the new power load with the new Olympic facilities, according to the revised 2008 estimates, will not be 218 MW, as was originally thought when the decision was made to hold the Olympics, but 650 MW.
Sochi Power Consumption
The Olympic construction plan envisages the building of new power generating facilities–the Adler and Tuapse Thermal Power Plants (with a cumulative capacity of 510 MW), an increase in the capacity of the Sochi Thermal Power Plant from 80 to 300 MW, as well as the construction of a new 23 MW stage on the Mzymta River. However, these projects, first of all, cost money and, second, will need deliveries of natural gas.
The Olympic program estimates the cost of building these power-generating facilities to be 49 billion rubles. In addition to this it will be necessary, in order to supply the power plants with natural gas, to build the 174 kilometer Dzhubga-Lazarevskoe-Sochi gas pipeline, of which 151 km will be submerged, running along the bottom of the Black Sea.
The cost of all of this construction will be as high as $300 million, in addition to which it will be necessary to supply Sochi Region with around 2 billion cubic meters of gas. This is no easy task bearing in mind that Gazprom today is having difficulties reliably delivering natural gas to its customers, and that the output of gas is falling with no new gas fields being opened.
WATER SUPPLY AND SEWAGE SYSTEMS: AN ENGINEERING COLLAPSE
One of the primary problems related to the 2014 Olympics is the extremely unsatisfactory state of the water supply and sewage systems of both the city and the neighboring districts. The existing water supply and sewage systems were designed based on a constant city population not exceeding 240,000 people. But today there are more than 400,000 people living in Greater Sochi and during the Olympics and additional 250,000 people are expected to arrive! The city’s waste water treatment systems are unable to handle the load and as a result waste water regularly flows into the sea and rivers. In the opinion of a number of ecologists, in the next five years Sochi may experience problems related to a shortage of quality drinking water. The city’s sewage system is 70 percent worn out. Moreover, in several city neighborhoods there simply is no modern sewage system at all.
What is actually needed is a complete replacement of the city’s sewage system. Obviously, a modernization of the sewage network is incompatible with large-scale construction, the laying of hundreds of kilometers of new city roads and the construction of new rail lines. In addition, due to the economic crisis gripping Russia and the announcements of Prime Minister Vladimir Putin and Vice Prime Minister Dmitry Kozak about decreases in Olympic expenditures, we should anticipate first of all cuts in plans to modernize the city’s engineering infrastructure–for the sake of reporting to the IOC they would probably prefer not to economize on the spending on sports venues. The residents of Sochi are simply being tricked when they are promised that their water and sewage systems will be modernized for the Olympics.
AN UNRECOVERABLE BLOW TO SOCHI’S POTENTIAL AS A RESORT
Even now the unsatisfactory condition of the water supply and sewage in Sochi has an extremely negative impact on the quality of sea water. According to information from the Federal Service for Ecological, Technological and Atomic Supervision (Rostekhnadzor) tests of the water channel in the area of Greater Sochi indicate universal procedural violations during treatment of effluent sewage. Industrial and household garbage dumps in Sochi are run with blatant violations of environmental legislation. Not a single one of the city’s dumps has the proper licensing authorization.
One can only speculate what will happen to the quality of sea water near Sochi if the burden on the city grows as a result of the influx of construction workers and Olympic guests and an adequate modernization of the water supply and sewage systems does not take place.
The per capita waste produced by the residents of Krasnodar Territory is the highest of all regions in the Russian Federation.
The deep water effluent outlets are in an unsatisfactory condition: 11 out of 39 are technically malfunctioning, 5 need to be extended and 10 deposit wastes right at the shoreline. According to legislation, effluent outlets, and above all those bearing environmentally hazardous chemical substances, must be located two miles from the shore.
Sochi’s best beaches will be used for two commercial loading ports with a capacity of 5 million tons of cargo each, planned for construction in the Imeretin Lowlands. One port is planned for the Psou estuary and the other for the Mzymta estuary. In the opinion of ecologists, the implementation of these two projects will lead to the complete destruction of the last coastal ecosystems of the Imeretin Lowlands as well as the destruction of the beaches.
The construction of the port facilities will disrupt the natural movement of pebbles and halt the constant feeding of the Imeretin beaches. Today Sochi needs15 million square meters of beaches, and the existing 1.2 million square meters of beach space is 12 times less than that!… In their current state, the beaches can only accommodate 250,000 people according to health and safety standards, even though the number of tourists visiting Sochi annually is in the millions. The massive removal of sand and pebbles from the beaches and the estuaries, and capture of the beaches’ building flows by the port facilities will deal a serious, irreparable blow to the recreational potential of these territories, the entire Black Sea basin. According to health standards, the buffer zone around any permanently operating commercial port, where inhabitation is forbidden (the loading of dry goods can lead to an increase in occurrences of bronchitis, asthma and tuberculosis) must be at least 1000 meters.
Add to that the fact that with the conclusion of the Olympics the port facilities will no longer be needed: one of the loading ports, to be built by Oleg Deripaska’s Basic Element Company, is scheduled to be transformed into a private yacht club for 400 to 500 vessels, which will serve visiting oligarchs, not the residents of Sochi.
In order to minimize the harm to the city from the construction of the ports, ecologists recommend combining the proposed flow of goods for the two future loading ports into one, and rather than building a permanent facility erecting a pontoon one. However, nobody wants to listen to these sensible proposals.
The preparations for and conduct of the 2014 Olympics may have a negative impact on the entire region’s natural environment, because the boundaries of the protected zone of the Caucuses State Natural Biospheric Preserve are not fully defined; boundaries and regulations for Sochi’s protected health zones have not been set and there is no master plan for Sochi’s development. One consequence of this has been illegal property development, including some in the resorts’ first mountain protected health zone, which has already brought irreparable damage to Sochi’s potential as resort. In the coming years Russia may lose the only widely accessible popular seaside resort located within our country, in place of which there will be a completely polluted city unsuitable for leisure.
BUILDING WITH RECKLESS ABANDON
All of the main structures for the 2014 Olympics are scheduled to be built on 21 square kilometers of land at Imeretin Bay, along seven kilometers of shoreline, three kilometers deep, between the Psou and Mzymta Rivers. That is, the deployment of the main Olympic infrastructure will be on a floodplain.
From a geological point of view this is utterly reckless. It is practically impossible to erect capital structures on silty and swampy soil. A proper expert appraisal of the suitability of Sochi’s terrain for the erection of Olympic structures and infrastructure has not yet been conducted, and the law on the preparation and hosting of the Olympics, which de facto suspends the functioning of the Russian Constitution and laws for ten years in Sochi, declares that the holding of public hearings and public disclosure of expert reports are not mandatory.
For instance, at the end of January Regnum Information Agency published an open letter from Prof. V.I Pakhomov, a member of the Russian Academy of Natural Sciences, Doctor of Geology and Mineralogy, based on materials presented to the former First Vice President of the Olympstroi State Company and current Deputy Mayor of Sochi, Andrey Stroev, which contained an evaluation of the geological structure of the Imeretin Lowlands for the purposes of developing project and engineering solutions for the construction of the 2014 Olympics in Sochi. Academician V.I.Pakhomov writes:
«At present nobody has any [3-D] models of the Imeretin Lowlands. … Despite that an ever-growing number of competitions and tenders have been announced and conducted for contracts to perform construction in the Imeretin Lowlands. This forces one to pose a logical question: Who then will be responsible for the quality of these buildings and, will they even remain standing through the end of the 2014 Olympic Games? Nobody can answer this fundamental question. We all understand full well (first and foremost real professionals) that you can’t just swoop on in and erect capital structures and buildings in the Imeretin. That would simply be dangerous.
?You must first conduct all of the standard and extremely necessary preliminary work and measures, among which first come geophysical studies, including seismic and electric surveying (which at present have not been performed).
?This is all the more important, because the Imeretin Lowlands has level 5 rating based on their microseismic characteristics. And yet buildings are being planned without taking into consideration the region’s seismic properties. Besides this we should note that despite the complex hydrogeological structures extraordinarily important geophysical surveys of the Imeretin Lowlands have not yet been conducted by Olympstroi State Company.
«The draft plan for engineering safety in the Imeretin Lowlands was returned to Olympstroi State Company as unsatisfactory and for reworking in December 2008. Maybe that explains why … But the tenders are already going on!!!!
What are the executives of this corporation counting on? Maybe sheer luck!!!»
The authorities’ views on the need for serious study are clearly illustrated by the comments of former Sochi Mayor Viktor Kolodyazhniy (and present head of Olympstroi Corp.) during a meeting with residents of the Imeretin Valley: in response to a question from one of the meeting’s participants concerning how geological surveys had not been conducted before the start of construction and how not a single geologist had been seen on the Olympic construction sites, Kolodyazhniy declared that new technology permitted them to scan the area from a helicopter (!) and to determine its suitability for construction.
ILLEGAL EVICTIONS OF RESIDENTS
The authorities decided to place an array of new Olympic buildings in the Imeretin Lowlands—situated on the shores of the Black Sea between the Rivers Mzymta and Psou, one of the most picturesque places in Greater Sochi: the small hockey arena, the figure skating rink, the indoor speed skating center, an ice arena for curling, the stadium for the Games’ opening and closing ceremonies, the press-center and the Olympic Village. They are also planning to situate the two previously mentioned loading ports here. Today there are people residing here who have lived in these parts for five to seven generations. The authorities have decided to evict these people from their land, demolishing their homes, for the sake of building the Olympic structures and the port. They plan to evict the residents of 404 individual and 32 apartment buildings. The evictions are conducted in the most brazen manner: the authorities literally have been throwing people on to the street in response to the legal demands of the Imeretin Valley residents that first they should be given a place to live,.
The issue of giving the residents of Imeretin adequate compensation and modern housing in return for their homes from which they have been evicted has not yet been resolved. In January 2009 the Deputy Governor of Krasnodar Region Vasily Naziradze announced that citizens are obliged to vacate their lands and homes no later than March 31, 2009. This being said, the authorities are not prepared to provide them with any new permanent places of residence but intend to relocate the residents to temporary housing, dormitories and temporary apartments. The residents of Imeretin still do not know how much their land and homes have been valued at and what compensation they will receive from the state for their Olympic resettlement.
In March the residents of Imeretin Valley, so hurriedly and cruelly evicted from their homes, decided to appeal to the European Court for Human Rights for protection of their rights. If this were to occur, a review of the complaint by the European Court on the eve of the Olympics would thrust the Russian state onto the world stage in a most unflattering light, striking a serious blow to the reputation of both Russia and the future 2014 Games.
Such abusive treatment by the authorities of their own citizens is simply impermissible. Prior to evicting people in order to conduct Olympic construction, the authorities have to pay them compensation based upon a just evaluation of their property and provide them with adequate permanent housing. This is all the more true since based upon a calculation of an average value of compensation for each private home owner of 1-1.5 million dollars for the 400 homeowners (some $600 million), and an approximate valuation of the resettlement of the 32 apartment buildings (something like another $400 million) the total compensation of citizens for resettlement would be around $1 billion—an amount that is well within the means of our state, which is planning to make such astronomical expenditures for the construction of an Olympic infrastructure but which does not wish to pay a just compensation to its own citizens.
A Blow to Sochi’s Economy and Threat to Interethnic Peace
Up to 50% of the population of Sochi owns a private business related to tourism. In one way or another up to one quarter of all able bodied residents of the city are tied to the health and resort industries. The transformation of the city into one gigantic construction site for several years in a row will simply frighten off many tourists. This will deal a catastrophic blow to Sochi’s economy. And there is another threat—the plans to attract up to 150,000 foreign construction workers from Turkey, China and Tajikistan. This small town is not ready for a massive influx of migrant laborers, and the arrival of workers from Turkey could well provoke interethnic conflicts with the Armenian community that is well represented in the city.
THE THREAT OF MILITARY CONFLICT
Finally, we should not forget that Sochi is located in a zone of military tensions between Russia and Georgia, an extreme heightening of which took place during the armed conflict in August 2008. Bearing in mind that Russia has recognized the independence of Abkhazia and decided to place a military base there and that Georgia does not recognize the legality of these decisions, a new outburst of military conflict cannot be ruled out. The authorities in Georgia and Abkhazia are constantly exchanging aggressive militaristic rhetoric and making military preparations.
This creates an unprecedented threat to the security of the Games: not a single Winter Olympics has ever been conducted so close to the heart of an armed conflict.
THE GRAND CON
There’s no doubt that the main unadvertised goal for the ruling elite of holding the Olympics is to steal as much of the funding for it as possible from the budget. In order to understand this, you need to only glance at the Olympic budget—last year it was estimated at 314 billion rubles. That was without counting the estimated cost of building the side-by-side Adler-Krasnaya Polyana vehicle and rail roads announced in January, which will run 242 billion rubles (previously the Sochi Olympic budget included costs for building a 28.4 billion ruble Adler-Grushevaya Polyana road, however after they moved the Olympic structures from Grushevaya Polyana at the insistence of ecologists they cancelled the building of this road).
I.e, the real cost of the Sochi Olympics (including the additional Adler-Krasnaya Polyana road) in accordance with the Development of Sochi As an Alpine Resort (2006-2014) Federal Program with the cost of the Adler-Krasnaya Polyana railroad will amount to 527 (!) billion rubles (starting with 314 billion rubles from the Development of Sochi As an Alpine Resort (2006-2014) Federal Program, add 242 billion rubles for the Adler-Krasnaya Polyana road, minus 28.4 billion rubles for the Adler-Grushevaya Polyana road). Using an exchange rate of 35 rubles to the dollar, this yields $15.1 billion.
Some call this figure a ?record“; we prefer to call it shameful and scandalous. The ordinary cost of hosting the Winter Olympics in recent years has fluctuated around $2 billion.
In March 2009 Vice Prime Minister Dmitryi Kozak stated that the cost of the Olympics had suddenly and unexpectedly dropped to 218 billion rubles. It is not clear whether this figure includes the construction of infrastructure, power and other associated structures (for the time being no changes have been made in the official Federal Program, and the figure of 314 billion rubles is still the official one). However, even this new figure of 218 billion rubles is several times higher than the ordinary cost of hosting the Winter Olympic Games. The figure of 218 billion rubles voiced by Kozak clearly does not include 242 billion rubles intended for the construction of rail and vehicle roadways from Adler to Krasnaya Polyana.
THE COST OF HOSTING WINTER OLYMPICS IN BILLIONS OF DOLLARS
Such a difference between the ordinary costs of a Winter Olympics and the cost of the Sochi Games cannot but make one think that the Russian authorities simply intend to steal the bulk of funds allocated for the Olympics. The scale of kickbacks and inflated cost estimates for the construction of the Olympic structures, from the look of it, will be monstrous.
CORRUPTION AND KICKBACKS
In the general cost estimate for the Sochi Olympics of 314 billion rubles, two thirds, or 195 billion comes from the budget. Of this only 31.3 billions rubles is planned for use on sporting facilities, and only 2.5 billion for the environment. The bulk of the funds, 216 billion rubles, will go to creating a transportation infrastructure (and that is without counting the above mentioned 242 billion for building the Adler-Krasnaya Polyana road), building the power facilities and putting up hotels.
One can only imagine the fantastic level of corruption that will take place doling out these funds. For example, according to the Ministry of Transportation of Russia, work on the project to build the side-by-side Adler-Krasnaya Polyana automobile and rail roads will run 242 billion rubles. In the scope of this project there are plans to design and build 48 km of electrified rail with three new stations, reconstruct stations in Sochi, Adler and Vesyoloye, as well as build more than 50 km of motorway with connection roads between existing and new highways.
The project includes the construction of 26.5 km of tunnels, including 10.3 km of railroad tunnels, 6.7 km of automobile tunnels and 9.5 km of auxiliary tunnels.
The construction of 35 km of bridges and overpasses is also envisioned. This means that the cost of each linear kilometer of road will exceed 4.8 billion rubles, or around $140 million at the current exchange rate!
In all of international practice the highest cost bar ever reached for the construction of roads was $70 million per km. As a rule, such figures are characteristic only of the most difficult Alpine tunnels–for instance, in the Swiss Alps. However, only 27 of a total of 50 km of the Adler-Krasnaya Polyana road will involve tunneling. Even if we take as our basis the high estimated cost for tunnel construction of $70 million per km, all 27 km of tunnels would come to $1.9 billion (a figure, by the way, equal to the total budget for the Winter Olympics in Vancouver, Turin or Salt Lake City).
Let us also add in the cost of building 35 km of bridges–taking their cost basis to be, say, $50 million per km. (For instance, the 36 km ocean bridge spanning the Hangzhou Bay in Eastern China, in the province of Zhejiang that opened in 2008 cost $45 million per km, costing a total of $1.64 billion.) That gives us another $1.7 billion. Thus, we arrive at an objective cost for the construction of the entire Adler-Krasnaya Polyana roadways that should not exceed $4 billion. But it is planned to cost $7 billion.
This gives you some idea of the corruption involved in the Olympic construction.
There is no real need for the Adler-Krasnaya Polyana road with its astronomical costs: there are other options for organizing the permanent transportation links with Krasnaya Polyana, ones that are far more feasible, for instance: a number of experts have proposed building a road along a fundamentally different routing, one running from the entrance ring of the Krasnodar Bridge through Azhek and Medoveevka to Krasnaya Polyana. According to their calculations this would be 45 km long. Laying the road along this route would have a slew of advantages: in this case most of the traffic headed for Krasnaya Polyana from the city center from the direction of Dagomys would not pass through Kurortny Boulevard and other heavily trafficked streets of Sochi, and building the new road would not be so complex, because most of it would go along old routes. There is another alternative, to link Krasnaya Polyana by cable car with gondolas capable of holding 180 people for passengers and limited cargoes, using the experience of Alpine countries, such as Germany, Switzerland and Austria. The cable car would link Krasnaya Polyana with Plastunskaya Street or Staraya Matsesta, making it possible to go to Krasnaya Polyana straight from downtown. The implementation of either of these options (building an alternative road to Krasnaya Polyana from the entrance ring of the Krasnodar Bridge through Azhek and Medoveevka, or the construction of a cable car) would significantly lower the cost of the Olympics. Recently, Vyacheslav Voronkov, Head of the Sochi City Council from 1955 to 1977 and honorary citizen of Sochi, put forward these proposals.
However, the authorities stubbornly stick to their idea to build the Adler-Krasnaya Polyana thoroughfare in exceptionally difficult engineering conditions. There is every reason to assume that their main motive for such behavior is not so much the Olympics or concern over the development of Sochi as it is corrupt interests and the desire of bureaucrats to pocket a few bucks out of this exorbitantly expensive project.
That 17 km long duplicate highway in Sochi (from the traffic interchange near the Agura River to the traffic interchange near the Psakhe River) will cost 23 billion rubles, or around $40 million per km (at today’s exchange rate).
The situation with power projects is hardly any better: the planned $1.1 billion of power projects (not counting the $300 million submerged Dzhubga-Lazarevskoe-Sochi gas pipeline) means that the cost of each new kilowatt of electricity will be around $1500. For the sake of comparison, ordinarily a kilowatt of new steam or gas-turbine powered electricity costs $500-800.
?Where, in fact, is the difference between the real and estimated costs of the Sochi transportation and power projects going?“ is a rhetorical question. What is really surprising is this: Can the international community actually be turning a blind eye to such an outrageous example of money laundering using the Olympics???
THE BUILDERS ARE BANKRUPT
Although about one-third of the proposed pre-Olympic expenditures have to be covered from non-budgetary sources, there is also a problem with them. The companies financing the construction of Olympic infrastructure have found themselves on the verge of bankruptcy due to the economic crisis. Primarily this concerns entities belonging to entrepreneur Oleg Deripaska who has found himself in virtual bankruptcy today: his company Basic Element has been awarded contracts to build the Alpine Olympic Village, the airport, and the Imeretin sea terminal in the estuary of the Mzymta River.
It is not clear what means Basic Element, which finds itself on the verge of nonexistence, will tap to implement these projects. For the time being it is receiving financial assistance from the state: in February-March the State Foreign Economic Bank [Vnesheconombank—trans] issued Basic Element 5.4 billion rubles to modernize the airport and 4 billion rubles to build the port in the Mzymta River estuary. So, government money is being used for the construction anyway.
Gazprom is not doing so well, either. In 2009, due to the sharp decline in international prices for gas it will be balancing on the edge of profitability and has already been forced to sharply curtail its investment program. The plans to build a cross-country skiing course, a skiing stadium and other infrastructure on the Psekhako Ridge, downhill skiing slopes and hotels, not to mention the $300 million Dzhubga-Lazarevskoye-Sochi gas pipeline, relied upon Gazprom’s resources. The crisis has put all of these plans at risk.
PUTIN’S OLYMPIC PLAN — A MORTAL BLOW TO THE ENVIRONMENT
The building of an Olympic infrastructure in Sochi will cause damage on an irreparable scale to the unique wild nature and biological diversity of the Western Caucuses. The majority of the Olympic complex is planned to be built in the midst of the most valuable wild nature areas that enjoy specially protected status (The Caucuses Nature Preserve, which is listed in the UNESCO World Cultural and Natural Heritage List, as well as the Sochi National Park and the Sochi Reserve). This expansive construction will not unfold in some disrupted and secondary ecosystems, but in Europe’s largest block of untouched forested mountain ecosystems, possessing a unique biological diversity, preservation of which is of international significance.
Most of the natural sites around Krasnaya Polyana, where they plan to build most of the Olympic venues, are no less valuable than the Caucuses Nature Preserve, which was planned for inclusion in the «Western Caucuses» World Natural Heritage Site–something that was prevented thanks only to the opposition of some bureaucrats. If not for such opposition the World Natural Heritage Site would include all of the lands of Grushevy Ridge, Psekhako Ridge, and most of Aibga Ridge. Thus, practically all of the Olympic venues in and around Krasnaya Polyana, according to the original plans, excluding the freestyle center and the ski jumping center, are situated on exceptionally valuable natural sites.
The construction already begun has been extremely destructive for the sensitive ecosystems in and around Krasnaya Polyana, where huge swaths of virgin forest already have been cut down, the natural landscape has been irretrievably ruined, and the habitats of many rare flora and fauna have been destroyed. Construction is being conducted in gross violation of the law, first and foremost, the Federal Law ?On Especially Protected Natural Territories.“ Even now, in its early stages, this construction is leading to a serious natural cataclysm. Such as, for example, the large landslide that occurred in 2007 in the Sulimovsky Brook Valley, where Roza Khutor Co. was building a road on the slopes of the Aibga Ridge.
The authorities openly spit in the faces of ecologists, as when, for instance, the President of the Olympic Committee of Russia Leonid Tyagachev once declared that ?if they come waving the Constitution and start screaming about how you can’t cut down spruces and aspens, it’ll be easier for us to just change the Constitution.“
This sort of attitude reflects the general approach of the Putin elite to the organization of the Olympics—they are prepared to spit not only on the environment but on the law.
In the context of plans for hosting the Olympic Games the country’s laws are hastily being changed. They have legalized a halt to mandatory government environmental impact studies, forced confiscation of land for Olympic construction with no right of court appeal, and the removal of especially protected status from very valuable natural lands. For instance, in 2006 the functional zoning of the Sochi National Park was hurriedly changed in order to allow the authorities to remove land from the Sochi National Park’s preservation and especially protected zones so that they could be designated for Olympic construction. Under Government Order No. 238-r, from February 27, 2003, huge patches of preserve and especially protected zones of the Sochi National Park on the Psekhako, Grushevy, Aibga and Achishkho Ridges, as well as lands in the Caucuses Nature Preserve on the Tabunnyi Ridge and the Medvezhii Vorota Natural Landmark [Urochishche Medvezhii Vorota—trans] can be transferred under rent for the purposes of creating the Krasnaya Polyana tourist and alpine sports complex.
According to another Government Order of the Russian Federation (No. 81-r from January 26, 2007) a decision has been made permitting the building of a large number of recreational facilities on Grushevy Ridge, in the protected zones with special environmental significance of the Caucuses National Reserve. Building on these territories will result in the complete destruction of the forest cover in the construction zone, degradation of the forest environment as a result of the fragmentation of the natural complexes during the infrastructure work, and destruction of the habitat of rare flora and fauna that have been entered into the Red Book of the Russian Federation and Krasnodar Region.
There are plans to build a section of the feeder road to the Psekhako Ridge on the territory of the Caucuses Reserve in the vicinity of the Laura Cordon, and a bridge over the River Achipse has already been built there. In the same location, in the Caucuses Reserve, there are plans to build a water intake to supply the Olympic venues. There are plans to build a sledding and bobsledding course, the alpine Olympic village, a biathlon complex, an access road from the biathlon complex to the alpine village and roads in the protected zone of the Caucuses Reserve.
All of this is illegal. The construction of any facilities which are already planned in the Caucuses Reserve (which is the heart of the ?Western Caucuses“ World Natural Heritage Site) and in its protected zone which plays the role of a buffer zone for this World Natural Heritage Site must be stopped.
Even the authorities themselves have had to admit that no quality environmental impact study of the of the Olympics construction has been conducted: in March 2009, according to the North Caucuses Inter-Regional Office of Environmental and Technological Inspections, the start of a series of government environmental impact studies of the Sochi Olympics construction projects, the designated government contractor for which is the state-owned corporation Olympstroi, indicated that one common feature of all of the project materials was the poor development of the sections on environmental protection. The experts at the state environmental agency noted that the ?project design organizations have not made use of the existing enormous database on the state of flora and fauna in the construction area, the evaluation of the impact of the planned construction on the environment is incorrect, the forecast of the consequences for the specially protected natural territories has been performed incorrectly, and there is an inaccurate determination of the scale of damage.“ Note here: this is not the assertion of independent ecologists or of opposition politicians, but that of representatives of the government agency responsible for environmental oversight.
AND AFTER THE OLYMPICS? …
The Olympic structures, once built, will be concentrated in a region where their further effective use will be impossible.
Winter sports are not massively popular in Krasnodar Region and in the South of Russia as a whole, for completely understandable reasons.
In Sochi, for instance, there are plans to build several stadiums and ice arenas, with a total spectator capacity in the 14 erected sports facilities of over 190,000 seats. Among the planned structures are: a central stadium, a large and small ice arena, an ice rink in the Imeretin Lowlands and a curling arena.
Today everyone is engrossed in discussions over the preparations for the Olympics, but few bother themselves with the question: What will we do with these sports arenas once the Olympics are over?
There is no tradition of ice-hockey, speed and figure skating, no teams, no athletes participating in these sports in Sochi. It should not come as much of a surprise that there is no tradition of ice skating in a subtropical city. Who will the many skating rinks serve after they have been built? … Sochi is not a large city, in which 200,000 stadium seats would be merely too many. The entire population here is just over 400,000, including small children. The main sporting area for the city, the Slava Metreveli Central Stadium, seats 10,200 spectators, and even it has been sold out only once in its entire history.
After the Olympics, the new stadiums will either stand empty or, in the best case, be converted into bazaars. The authorities claim that the large and small ice arenas will be used as ?multifunctional sports and concert halls,“ exhibition halls and recreation centers. But who is going to need them in a town with a population of a half million?
On March 16, 2009, in an on-line interview with the readers of the newspaper Kommersant this question was posed to the President of the Olympic Committee of Russia, Leonid Tyagachev by none other than Vyacheslav Voronkov, the Head of the Sochi City Council in 1955-1977 and honorary citizen of Sochi. His question was phrased like this:
?Dear Leonid Tyagachev, judging from the project proposals presented by Olympstroi on the construction of Olympic venues, their total spectator capacity will be 194,000! (Including 131,000 in Krasnaya Polyana and 63,000 in Imeretin) The population of Sochi is 405,000. How are the authors of these projects planning to make them financially viable afterwards? What will it cost to keep them in the future?
Who will pay for this? Today in Sochi there is one small ice rink. The monthly cost of operating this ice rink in subtropical conditions is $1 million (35 million rubles).
That is the same amount of money that now is allocated in the budget for all of the city’s sports activities! The existing stadium in downtown Sochi is never full year-round… Judging from news reports, the Olympic stadium in Beijing, the ?Bird’s Nest“, which cost $500 million is being used as a market. In wealthy Moscow the Olympic Stadium in Luzhniki has also become a market. Its presidential box is being used as a bridal shop.“
Leonid Tyagachev preferred not to respond this question, just as he did, by the way, to others. As was noted on the Kommersant site, having familiarized himself with the Kommersant readers’ questions, ?the President of the Olympic Committee of Russia, Leonid Tyagachev decided to refrain from discussion and to appear in a more familiar format for himself, a monolog. We print Mr. Taygachev’s reply exactly as it was received by us in our editorial offices.“
Tyagachev’s monolog does not contain even a hint of answers to the most critical questions from people, including Vyacheslav Voronkov’s question about the post-Olympic fate of the erected sports structures. Tyagachev wrote:
?I have familiarized myself with all of the questions addressed to me…
?Judging from several of the questions posed to me, not all of their authors fully comprehend the structure of the Russian athletic and sports movement, the functions, authority and responsibilities of its entities; they are insufficiently informed about our interactions with international sports organizations, which are determined by procedural rules, traditions and other factors… As far as I am concerned, I don’t want, responding to particular questions, to have to account for myself, present my work history, or to mention all sorts of objective difficulties in my work…“
That is, people who asked the questions, simply ?don’t understand anything about the organization of the Russian sports movement.“ Taygachev, however, chose not to give any response to the concrete question about what would happen with the sports arenas in the future.
CONCLUSION. AN ALTERNATIVE.
The conclusion is a sad one. The 2014 Games in Sochi as they have been envisaged and prepared are a mad gamble—and a mad gamble, one must add, that is fatally dangerous first and foremost for the city itself.
Clearly, the hosting of the 2014 Olympics in Sochi in full measure will lead to a catastrophe for the city, the theft of enormous government funds, and the erection of structures that will not be needed later.
Russia is faced with the real possibility of Sochi being deprived of the right to host the Olympics. Russian bureaucrats themselves had admitted that the preparations for the Games are failing.
Incidentally, on March 6, 2009 during a meeting of the management of Rostekhnadzor, Minister of Natural Resources, Yurii Trutnev declared that the Olympic construction in Sochi is in an ?awful state.“ ?Our construction sites look awful. I am ashamed to show these photographs to the Prime Minister, but show them I will,“ Trutnev said, and that IOC experts, in his words, can ?point to these sites“ and say that ?in Russia which promised to build the most environmentally clean projects, they simply don’t know how to build.“
The possibility of the preparations for the Olympics failing is becoming ever more real as a result of the economic crisis. The enormous resources planned for the building of the Olympic infrastructure from scratch, may simply be unavailable anywhere.
In 2009 the authorities stated that budgetary spending would not be reduced. In order to cover the budget deficit they will have to draw on 3 trillion rubles from the Reserve Fund. In coming years, especially 2011-2013, when the peak of preparations for the Olympics will occur, there may not be enough money left in the Reserve Fund. The non-governmental corporations co-financing the Olympics, as we mentioned above, are basically bankrupt.
Russia has only one choice if it wants to keep the 2014 Olympics: to decentralize the Games, to spread them among cities that already have sports facilities and whose infrastructure will allow them to host the Olympic guests. In 2008 such a proposal was made by the Citizens Audit Committee in a report that appeared in Novaya gazeta ?Behind the Fa?ade of the 2014 Olympics“, as well as by our colleague in the Solidarity democratic movement Ivan Starikov.
These proposals are reasonable. They will allow us to minimize enormous budget expenditures, decrease the excessive construction, infrastructure and environmental burdens on Sochi, save our unique coastal resort from destruction, and successfully host the 2014 Games.
We should hold the opening and closing Olympic ceremonies in Sochi, as well as five alpine competitions—alpine skiing, ski jumping, bobsled, skeleton and snowboarding.
The remaining competitions can be held in various regions of the Russian Federation, making use of already existing sports facilities after performing their partial reconstruction:
the hockey tournament, figure skating competition, curling and short trek in Moscow, Yaroslavl, St. Petersburg and Kazan (where the facilities do not require significant modernization or reconstruction);
the speed skating competition in Kolomna and Chelyabinsk (where the sports facilities meet all the necessary standards and Chelyabinsk Stadium, in particular, was opened only a year ago);
the courses for biathlon and cross-country skiing can be built in other parts of the country that have snow cover (there is none in Sochi) or else use the existing biathlon courses in Khanty-Mansiysk, Uvat, Novosibirsk, Saransk and Ufa.
Under Article 35 of the Olympic Charter a decision to decentralize the Games may be taken by the Executive Committee of the IOC in exceptional circumstances. In recent years decentralization has become ever more common in the practice of organizing the Olympic Games—for instance, the 2008 Beijing Summer Games were held in, aside from Beijing, six other cities, Qingdao, Tianjin, Shanghai, Hong Kong, Shenyang and Qinhuangdao. A significant number of the competitions at the 2010 Winter Olympics in Vancouver will be held in the town of Whistler, 125 km away from Vancouver. We appreciate that the decision to centralize the Games is a complicated one. However, the International Olympic Committee can meet Russia half way, especially bearing in mind that in July 2007, when the decision was made to select Sochi to host the 2014 Olympics, nobody could have imagined that an economic crisis would hit Russia so hard.
The crisis has forced people to look at many things in the world differently; this would be an objective reason to allow Russia to decentralize the Olympics.
This would give rise to the opportunity to back away from the construction of stadiums and arenas that will create the main burden on the Imeretin Lowlands and that have no possible future use:
the small ice-hockey arena in the Imeretin Lowlands for 7,000 spectators (cost 1 billion rubles);
the figure skating ice rink in the Imeretin Lowlands for 12,000 spectators (cost 1.4 billion rubles);
the indoor speed skating center in the Imeretin Lowlands for 8,000 spectators (cost 1.1 billion rubles);
the large ice-hockey arena in Adler for 12,000 spectators (cost 5.7 billion rubles);
the central stadium with 40,000 seats (costs 322 million rubles);
the curling arena in the Imeretin Lowlands for 3,000 spectators (cost 451 million rubles).
The cancellation of these construction projects will allow us to save more than 10 billion rubles and save the Imeretin Lowlands.
Generally speaking, there is another, relatively simple solution to the problem of decentralizing the Olympics: to hold the Games in two cities, Sochi and Moscow. Moscow already has the necessary infrastructure and would be ready to host a sufficient number of Olympic guests;
Moscow has already hosted Olympic Games, and to take part in the competitions of the 2014 Games would not be a problem for the Russian capital. Even Moscow’s Mayor, Yurii Luzhkov, who would gladly take on the modernization of facilities necessary for receiving and hosting the Olympics, could support such a proposal.
One must understand that Putin’s plan for hosting the 2014 Olympics is a phantom, one that exists only in the imaginations of the ruling Russian bureaucracy, and the effort to realize it will entail destructive consequences for Sochi.
Taking the Games away from Russia is a totally real possibility. Viewing the many problems facing the preparations for the Sochi Olympics that are no secret to anyone, the officials in South Korea’s Phenchang, which lost the Games to Sochi by just a few votes, may exercise their right to appeal to international judges to repeal their decision. Such a precedent already exists: in 1976 the Winter Olympics were held in Innsbruck instead of Denver.
Today’s realistic alternative is either to go with the authorities’ Olympic gamble with its enormous harm to Sochi and its inhabitants, or to hold an Olympics with a human face according to the plan we have put forward.
The authors wish to thank Ivan Starikov for his idea on how to change the plans for holding the 2014 Olympics in order to save Sochi from the immeasurable burden of conducting the Olympics according to the original plan of the Russian authorities.