Корр: Не хотите ли вы сказать спасибо президенту Путину за то, что он консолидировал правый электорат, отказавшись от разговора с российским бизнесом по проблеме "ЮКОСа" и Михаила Ходорковского?
Борис НЕМЦОВ: Дело не в сиюминутной ситуации, а в стратегии развития страны. Для меня абсолютно очевидно, что отсутствие нормального диалога между властью, обществом и бизнесом приведет нас в тупик. Без такого диалога невозможны ни удвоение ВВП, ни экономический рост, ни решение проблемы бедности.
Власть, оторванная от общества, перестает понимать, какие базовые проблемы стоят перед страной, а потому теряет способность эти проблемы решать.
Что касается нашего избирателя, то это люди образованные и неглупые. Они и так все понимают. Наши избиратели действительно обеспокоены сложившейся обстановкой. Поэтому и голосуют за нас, с твердой уверенностью в том, что СПС будет защищать идеи народовластия, независимости суда, свободу прессы и частного предпринимательства.
И правильно делают, что голосуют. Ведь если внимательно посмотреть на расклад политических сил в России, то каждому станет ясно, что в стране не осталось ни одной силы, способной отстаивать эти ценности, кроме СПС.
Корр: На ваш взгляд, как такой поворот в политике властей повлиял на ход предвыборной кампании? Как это повлияет на результаты выборов в ГД?
Борис НЕМЦОВ: Безусловно, действия власти сильно повлияли на экономику страны. До конфликта между властью и бизнесом капиталы начали возвращаться в страну. Кстати, впервые за долгие годы реформ.
Только с января этого года в страну пришло более 4,5 млрд. долларов. Предприниматели верили власти, верили в стабильность, поэтому строили долгосрочные планы инвестирования, создания новых рабочих мест, расширения производства, внедрения новых технологий. И что они получили?
По оценкам специалистов Центробанка, только до конца года из страны убежит 14 млрд. долларов. А это означает резкое сокращение рабочих мест, невыплаченные миллиарды рублей налогов, что, в свою очередь, ведет к невыплаченным пенсиям, зарплатам, пособиям миллионам наших сограждан.
Таким образом, провозглашенный Путиным курс на удвоение ВВП и действия, которые за этим последовали, абсолютно противоречат друг другу. Мы, как партия экономического роста и как партия среднего класса, считаем, что новый курс власти противоречит национальным интересам нашей страны.
Особая проблема - это независимость российского правосудия. Вместо суда, который стоит на страже закона, сегодня мы имеем "басманное" правосудие, которое действует не по закону, а по понятиям.
Не меньшую озабоченность вызывает у нас и запредельное манипулирование общественным мнением с помощью государственных телеканалов. Только бесконечно далекие от политической и общественной жизни люди не в состоянии это заметить. Подобного рода действия власти искажают реальное положение дел в стране и могут привести к очень серьезным и долгосрочным последствиям.
Для нас очевидно, что победа на выборах партии "Единая Россия" - это победа российской бюрократии в целом и федеральной ее части - в частности.
К чему это приведет Россию, тоже достаточно предсказуемо. Продолжится политика бюджетного колониализма, концентрация финансовых ресурсов на федеральном уровне, банкротство местных и региональных бюджетов, а, следовательно, усиление социального и межрегионального неравенства, конфликта между центром и регионами. С введением цензуры и при отсутствии возможности серьезной критики власти возрастет коррупция. Произойдет серьезный перекос в бюджетной политике в пользу спецслужб и в ущерб образованию и медицине. Судебная власть окончательно потеряет свою независимость и полностью подчинится исполнительной власти. А это сделает миллионы российских граждан абсолютно незащищенными перед произволом и беззаконием.
По сути, речь идет о трансформации политической системы страны от федеративно-демократической к унитарно-авторитарной форме правления. И роль СПС состоит в том, чтобы защитить право миллионов людей жить в свободной демократической стране.
Корр: Хотелось бы узнать, как СПС позиционирует себя в отношении действующей власти? Что вас устраивает в действиях властей, а что нет? Что для СПС неприемлемо ни при каких условиях?
Борис НЕМЦОВ: Мы с уважением относимся к Президенту Путину. Он избран народом и пользуется его доверием. Вместе с тем мы считаем предельно опасной тенденцию, которая складывается в России. Огромное количество лицемеров, льстецов и подхалимов, "зачищенное" телевидение лакируют картину происходящего до такой степени, что руководство страны не в состоянии адекватно оценивать ситуацию.
Власть, не способная воспринимать критику, не терпящая альтернативной позиции, перестает работать во имя людей, и в лучшем случае страна скатывается в застой, а в худшем - в реакцию.
Мы достаточно позитивно относимся к внешнеполитической деятельности властей, в том числе к роли российского МИДа в последних событиях в Грузии. Но нас совершенно не устраивают многие аспекты внутренней политики страны: профанация пенсионной реформы, сворачивание федеративных отношений, рост всевластия бюрократии, цензура, отсутствие внятной линии во взаимоотношениях власти, общества и бизнеса.
Корр: Считаете ли вы, что российский крупный бизнес, интересы которого, как традиционно считается , представляет СПС, - это тот бизнес, который нужен стране? К примеру, так ли хорош бизнес, который на своем съезде испугался поставить перед Путиным вопрос о "ЮКОСе", который не выработал общей позиции в отношении власти? Бизнес, который предпочитает отсидеться поодиночке, экспортируя 80% сырой нефти и только 20% переработанной? Бизнес, который 12 лет предпочитает вывозить деньги за рубеж, а не развивать перерабатывающие отрасли?
Борис НЕМЦОВ: СПС является партией образованных и трезвомыслящих людей. Среди наших сторонников есть и преподаватели, и врачи, и библиотекари, и предприниматели, и чиновники, и председатели колхозов, и фермеры - люди, которым дорога свобода и демократия в стране.
Мы считаем, что абсолютно неправильно создавать фундамент российской экономики исключительно на крупном бизнесе. Именно потому, что еще с советских времен основой экономики в России были монополии, сегодня мы имеем столь высокий процент бедности. Базовая задача нашей страны - уйти в кратчайшие сроки от этой тяжеловесной монопольной структуры экономики. При этом необходимо определить в качестве фундаментального приоритета экономической политики страны развитие малого и среднего бизнеса. Сегодня в России в малом и среднем бизнесе занято всего 12% населения. Это очень мало! Надо, чтобы он охватывал 40-50 млн. человек. Тогда мы сумеем решить проблему бедности и сделать средний класс основой стабильного российского общества. Только это позволит уйти от столь сильного социального неравенства и расслоения общества на богатых и бедных.
За нас на прошлых выборах проголосовало более 5,5 миллиона человек. Всех их трудно отнести к крупному бизнесу. Так что разговоры о том, что СПС представляет интересы олигархов, обычный штамп, который используют наши оппоненты.
Что касается вопроса, трусливый или нет российский бизнес... Дело в том, что задача руководителей и хозяев компаний - зарабатывать деньги, расширять производство, создавать рабочие места. При этом прагматичный подход бизнеса состоит в том, чтобы не ссориться с властью. Только самые смелые способны отстаивать свою общественную позицию, не оглядываясь на то, как это отразится на их бизнесе, не боясь, что дело пострадает. В условиях, когда власть преследует бизнес за политическое инакомыслие, такая тактика поведения вполне естественна. С другой стороны, в интересах российского бизнеса - защитить себя от бюрократического произвола как Генпрокуратуры, ФСБ и милиции, так и бесконечных проверяющих инстанций. И в этой связи бизнес, конечно, заинтересован в усилении роли демократических партий и оппозиции.
Корр: Вы говорите, что выражаете интересы среднего класса. А что вы сделали для среднего класса и почему ему нужно голосовать за СПС?
Борис НЕМЦОВ: Мы снизили налоги, хотя их еще нужно снижать и снижать. Мы приняли прогрессивный Уголовно-процессуальный кодекс, предусматривающий суды присяжных и арест только по решению суда, а также земельное законодательство, позволяющее иметь в собственности земельные участки.
Приняли очень прогрессивное трудовое законодательство, позволяющее защитить права наемных работников, в том числе и менеджеров среднего звена, работающих на госпредприятиях и в частных фирмах. Мы расширили сферу действия упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса, мы содействовали развитию ипотечного жилищного кредитования.
Корр: Как вы оцениваете нынешнюю предвыборную кампанию? Говорят, что она "скучная" и что многие не придут на избирательные участки. Чем эта кампания отличается от той, в которой СПС участвовал четыре года назад?
Борис НЕМЦОВ: Это первая кампания, проводимая в условиях управляемой демократии, где Кремль является активным игроком на политической поляне, а мы не рассчитываем на административный ресурс. СПС ведет свою кампанию предельно самостоятельно. И я горжусь тем, что СПС остается самостоятельной политической силой и не заискивает перед властью, не вступает в сговор и тайные соглашения. Это предельно важно, чтобы честно защищать интересы наших избирателей. Мы не собираемся распускать слюни или кричать на каждом шагу об использовании партией власти административного ресурса. Мы готовы бороться и боремся в любых условиях. Наши избиратели все это очень хорошо видят.
Корр: Какова главная идея нынешней предвыборной кампании правых?
Борис НЕМЦОВ: В повестке дня, по сути, есть один фундаментальный вопрос: как победить бедность? Как повысить доходы людей и уровень жизни в России?
Есть два варианта ответа на эти вопросы. Левые партии и партия власти - партии шариковых и швондеров - предлагают свой рецепт, "отнять и поделить". Отсюда и безумные предложения об уничтожении нефтяной и газовой промышленности с изъятием дополнительно из этих секторов до 500-600 млрд. рублей. А мы, правые, говорим: нужно создать такие условия, чтобы люди могли работать и зарабатывать.
Мы предложили Кремлю и правительству план, как решить проблему бедности. Для этого необходимо дальнейшее снижение налогов на несырьевые сектора, в первую очередь социального налога, до 22%. Это позволит поднять реальную заработную плату на 30% и вывести из тени значительную долю российской экономики. Что, в свою очередь, обеспечит рост поступлений в пенсионные фонды и бюджет, а значит, повысятся зарплаты бюджетников и пенсии.
Кроме того, нужно повысить налогообложение экспортеров сырья, прежде всего нефтедобывающих компаний, на 120-130 млрд. рублей. Во-первых, это компенсирует потери от снижения налогов на несырьевые отрасли, а во-вторых, ликвидируется перекос в сырьевую сторону российской экономики; в-третьих, такой шаг серьезно ограничит сырьевое лобби. Необходимо также провести глубокую и серьезную административную реформу с целью дебюрократизации российской экономики и создания честных правил игры для всех. Фундаментальная проблема, стоящая перед государством, - создание дополнительных рабочих мест в малом и среднем бизнесе. Если это удастся, то уровень жизни в России повысится до восточноевропейского уже в ближайшие пять лет.
Мы не занимаемся конъюнктурой и не заискиваем перед избирателем, не кричим истерично о раскулачивании бизнеса, хотя это, может быть, и популярно. Мы не собираемся улюлюкать, как шариковы, когда без суда бизнесменов сажают за решетку. Мы считаем, что подобного рода действия власти дискредитируют страну и отбрасывает ее далеко назад. К счастью, в России число наших сторонников, тех, кто думает так же, как мы, неуклонно растет. И это вселяет оптимизм.
Корр: Голосуя за СПС, за кого персонально будет голосовать ваш избиратель? Кто сегодня, кроме известной первой тройки, фигурирует в списке?
Борис НЕМЦОВ: У нас сильная команда. Достаточно назвать Егора Гайдара - архитектора либерально-демократических реформ в стране; Павла Крашенинникова, который, по сути, создал заново Министерство юстиции; Елену Мизулину, которая является соавтором судебной реформы в России; Бориса Надеждина - одного из лучших юристов в стране, специалиста по госстроительству; генерала Воробьева - одного из основоположников военной реформы в России; Григория Томчина - одного из авторов новейшего российского экономического законодательства; Александра Фомина, который является не только руководителем новосибирского отделения СПС, но и одним из основоположников правой аграрной политики, основанной на эффективном собственнике и защите прав собственности. Не могу не сказать о Вадиме Бондаре - человеке, который жестко и без всяких сантиментов защищает интересы российских городов и местного самоуправления; об Артуре Мяки, занявшем второе место на выборах президента Карелии, человеке, защищающем интересы жителей Севера. Наконец, об Андрее Селиванове - председателе комитета по труду, политике, защищающем интересы учителей и врачей, зачастую в ущерб собственной карьере.
Корр: Как вы думаете, СПС пройдет в Думу? Каким, на Ваш взгляд, будет расклад сил в следующей Думе? И что вам удастся сделать из того, что вы обещаете своему избирателю?
Борис НЕМЦОВ: У меня нет сомнений в том, что мы пройдем в Думу. Речь идет о выполнении задачи, поставленной последним съездом СПС: войти в тройку лидеров и улучшить результаты прошлых выборов. Задача очень сложная, но вполне реалистичная. На ее решение брошены все наши силы. Могу сказать, что и Ирина Хакамада, и Анатолий Чубайс, и я считаем, что речь идет не только о выборах парламента 2003-2007, но и о долгосрочной стратегии России. Либо Россия встает окончательно и бесповоротно на путь демократического развития с мощным средним классом, стабильной политической системой, независимыми институтами суда, прессы, с принципом разделения властей, либо мы медленно и верно съезжаем в сторону бюрократической Византии с ее произволом, нищетой и интриганством.
Корр: Считается, что демократический электорат сегодня составляет примерно 20% населения страны. Мало это или много? Почему вы не надеетесь получить все эти голоса?
Борис НЕМЦОВ: К среднему классу относят себя примерно 25 миллионов человек. Это те, у кого есть нормальное жилье, автомобиль, кто может отдыхать за границей, дать воспитание и образование своим детям. Поэтому и уровень потенциальной поддержки СПС 20%. Если мы хотим, чтобы нас поддерживало 60%, нужно добиться, чтобы от наших преобразований выиграло большинство - не 25, а 50-60 миллионов человек. И это главная задача, которую мы перед собою ставим. В этом случае мы сможем рассчитывать на поддержку не 20 процентов населения, а 40%. У СПС задача повышения благосостояния людей не предвыборный лозунг, а единственный шанс стать партией власти. Этим, кстати, мы сильно от других партий отличаемся. Например, левые, чтобы остаться на плаву, заинтересованы в обратном - чем больше бедных, тем больше тех, кто левых поддерживает. А у СПС уровень поддержки тем выше, чем больше людей среднего класса, людей состоявшихся. Можем ли мы получить все эти голоса? Нет, так как за них борются и представители других партий, в том числе "ЕР".
Корр: По какому пути пойдет Россия? Какими вы видите сегодня главные опасности и риски, которые встали перед страной?
Борис НЕМЦОВ: Одна из главных опасностей - ползучий бюрократический переворот. За последние годы Россия сталкивалась с тремя угрозами: в 1991-1993-м возникла крупномасштабная угроза коммунистического реванша, во второй половине 90-х годов была угроза захвата власти олигархами. Сейчас - к концу 2003 года - мы столкнулись с реальной угрозой захвата власти бюрократией, причем как силовой, спецслужбовской, так и гражданской. Ее наступление по всем фронтам - бесконечные проверки бизнеса, влияние на средства массовой информации, давление на независимый суд, продолжение бессмысленной бойни в Чечне, полное подчинение кремлевской администрацией парламента, уничтожение Совета Федерации - все это начало бюрократического реванша. Вторая угроза - угроза захвата большинства в парламенте партией российской бюрократии, может быть воплощена в жизнь, если "ЕР" и ее сателлиты, такие, как "Родина" и ЛДПР, получат вместе около 300 голосов.
|