СПС поддерживает президента, когда он - либерал
2001 год был удачным для России. В чем-то нам просто везло, а где-то пришлось серьезно поработать. Конечно, промышленный рост во многом связан с конъюнктурой мировых цен. Но важнейшие реформы - налоговую, земельную и судебную - нам не американцы сделали, мы сами трудились. "Мы" - это и вся страна, и СПС. Ведь идеологами и авторами налоговых и судебных перемен стали члены нашей партии. Примечательно, что страна довольно спокойно, если не сказать позитивно, отреагировала на эти радикальные шаги. Никаких социальных взрывов, которые предсказывали коммунисты, не произошло. Еще один удачный момент - во внешней политике Путин проводит верный для России курс. Да, этому способствовала американская трагедия, но факт остается фактом. Если сравнить внешнеполитическую программу СПС с действиями президента, то совпадение практически полное. Здесь и сближение с Евросоюзом и НАТО, и решение о выводе наших баз с Кубы, и участие в антитеррористической операции. К сожалению, отрицательных итогов года тоже немало. Существует реальная угроза российскому федерализму. Суть проблемы - в деньгах. При Ельцине 50 проц. средств, заработанных регионом, шло в центр, а сейчас центр забирает 63 процента. Субъекты Федерации превращаются в колонии, Москва - в метрополию.
Олигархи Заслугой Путина считают, что он, хотя и не до конца, национализировал Кремль, приватизированный при Ельцине. Но при этом мало кто задумывается, куда делись приватизаторы. Они переместились в регионы, куда руки Путина не дотягиваются. Посмотрите на любой регион, где мало-мальски развита промышленность. Вы увидите, что понятия Семьи, приватизированного губернатора, купленных менеджеров и депутатов, коррупции, выехав из Кремля, укоренились там. Если в Москве усиливается влияние питерского чекистского бюрократического начала, то выдавленные из Москвы олигархи осели на стороне, как воробьи на ветке, и исполняют там свою старую песню. Вмешиваются во власть, постоянно участвуют в выборах, оплачивают кампании, черный пиар, покупают прессу. Региональные олигархии не менее опасны, чем московский и питерский бюрократический капитализм.
Самоуправление И губернаторы, и мэры не с Луны свалились: как и президент, они избирались народом. Поэтому отбирать у них все права и оставлять одни обязанности - вряд ли правильно. В конце концов они решают примерно те же проблемы, что и Путин, и для этого им нужны средства. Вопрос не только в деньгах. Регионы лишились мощного способа отстаивать свои интересы в Москве - своего реального представительства в верхней палате. Сегодняшний принцип назначения членов Совета Федерации надо признать ошибкой. Защищать интересы людей может только человек, за которого эти люди голосовали. Поэтому СПС будет добиваться всенародного избрания сенаторов. Местное самоуправление сегодня также находится в загоне. СПС считает необходимым принять закон о финансовых гарантиях местного самоуправления, закрепляющий за муниципалитетами ряд налогов: подоходный, на землю и на имущество. Это восстановило бы справедливость и позволило бы наладить хоть какую-то адресную социальную защиту населения, финансировать системы образования, здравоохранения, общественного транспорта и т.д.
Малый бизнес Для малого бизнеса необходимо сделать ряд полезных вещей. Например, объявить на уровне закона или президентского указа о замораживании вмененного налога на пять лет. Этот налог не всегда справедлив, но из-за инфляции он будет снижаться. Поставить поддержку губернаторов на выборах в зависимость не от степени личной лояльности, а от уровня развития малого предпринимательства в регионах. Это выглядело бы примерно так. Путин говорит губернатору: "Если у тебя в малом бизнесе занято меньше 20% трудоспособного населения, то мы тебя поддерживать не будем. Даже не приходи и не звони". У губернатора масса возможностей поддержать малый бизнес. Было бы желание. Можно строить бизнес-парки, в случае банкротства предприятий офисы в первую очередь предоставлять под новый бизнес, стимулировать микрокредитование, в том числе внебанковское, создавать программы подготовки менеджерских кадров и т.д. Это должно стать национальной идеей и национальной задачей.
Россия в мире В новом году мы можем окончательно решить вопрос о вступлении России в политическую - не в военную - организацию НАТО. Должны сильно продвинуться в вопросе о вступлении в ВТО. Подпишем договор с Евросоюзом о Калининградской области. Нужно начинать вести разговор о выдаче шенгенских паспортов российским гражданам. Мы можем добиться статуса, который имеют польские или литовские граждане, хотя это и нелегко. Отношения с Америкой нужно переводить в практическую плоскость, отбросив политес. Во-первых, нам нужны инвестиции. Россия созрела для того, чтобы сюда вернулись сначала русские, а потом и иностранные деньги. Публичная позиция американской администрации может содействовать этому. Во-вторых, нам надо добиться отмены дискриминационных решений, касающихся российского бизнеса. Не дожидаясь нашего вступления в ВТО, США в качестве жеста доброй воли могли бы отменить жесткие санкции в отношении российской сталелитейной и химической промышленности. В-третьих, на обоюдной основе мы и Америка должны сокращать наступательные вооружения. Шесть тысяч боеголовок - это слишком дорого для бюджета. И надо перестать рефлексировать по поводу ПРО. У нас нет денег, чтобы строить аналогичную систему, а США скоро убедятся, что это глупость. Строить оборонительные системы гораздо дороже и менее эффективно, чем наступательные. "Ломать - не строить" - это абсолютно правильная формула в отношении ПРО. Но американцы богаты и имеют право на ошибку. Они могут себе позволить выкинуть десятки миллиардов долларов. Мы же себе этого позволить не можем, поэтому должны быть умными. Нам бы навести порядок в Чечне, защитить свои границы, нормально укомплектовать 201-ю дивизию и перевести армию на профессиональную основу. Переход к профессиональной армии - наш несимметричный ответ на создание ПРО. Для проведения всех этих радикальных шагов должен быть изменен кадровый состав МИДа. Речь даже не о министре - он просто прилежный ученик Примакова. Речь - о людях, которые каждый день делают рутинную политику. В компании старых дипломатов Путин выглядит полководцем, который забежал далеко вперед, а войска и обозы остались сзади.
Путин - ПРАВЫЙ? Иногда Путин выступает как законченный бюрократ советско-чекистского образца: когда менялся гимн, когда формировалась питерская команда, когда закрывается ТВ-6. А бывают моменты (во внешней политике, в экономике), когда президент выступает как член СПС. Он един в двух лицах. При этом мы находимся в оппозиции к Путину-бюрократу и готовы сотрудничать с Путиным-либералом.
|