Вся политика 02.04.2008, 16:47 // Наталия Катриченко, газета «Новая» Он — один из немногих российских политиков, кто во время Оранжевой революции вместе с Ющенко и Тимошенко стоял на Майдане. Тогда Немцов выступал в поддержку украинской демократии и надеялся, что волна революции дойдет и до России. Позже он стал внештатным советником Виктора Андреевича и не раз критиковал Юлию Владимировну. 2 марта на президентские выборы в России Немцов идти отказался, заявив, что не будет участвовать в фарсе. Сейчас Борис Ефимович делает шаги к объединению российской оппозиции. Он не скрывает, что своих Ющенко или Тимошенко у него в стране нет, зато есть не менее сильные и харизматические личности, которым просто надо научиться друг друга слышать. «Сколько им надо дать денег, чтобы они заткнулись?» — В среду в Киеве вы презентовали свой экспертный доклад «Путин. Итоги». О чем он?
— Это итоги восьмилетнего правления Путина. Я и Владимир Милов (в 2002 г. — замминистра энергетики России. — Авт.) решили обществу показать не только хорошую картинку, о которой рассказывают с экрана телевизора. Ведь официальная пропаганда говорит, что за все эти годы ВВП вырос на 70%, реальный доход населения удвоился, уровень бедности снизился… Это правда, не спорю. Но вот о других итогах путинского правления Кремль усердно замалчивает.
— О каких?
— Когда Путин пришел к власти, он сразу же показал свой авторитарный стиль: вернул советский гимн, разгромил независимые телеканалы и фактически уничтожил федерализм.
Цена российской экспортной нефти за баррель при Путине в среднем составила $40 (в последние годы она вообще превысила $60). Для сравнения: средняя цена нефти при Ельцине держалась на уровне $16. У России благодаря сверхвысоким мировым ценам на нефть открылись колоссальные возможности. Путин обязан был использовать все это на благо страны: провести ряд экономических реформ, модернизировать армию, медицинскую систему. Но нет. Сейчас Россия борется за мировое первенство по числу миллиардеров. Рост благосостояния друга Путина, Романа Абрамовича, происходил напрямую за счет государственных средств.
— Были какие-то попытки изъять этот доклад?
— Доклад отпечатан в России. Но все компании, обещавшие его распространять, в конечном итоге это делать отказались. Хотя официально запрета на распространение и не было. Все просто боятся. Когда я спросил у представителя книготорговой сети, собственно, почему, мне ответили, что не хотят лишаться лицензии. Вот и получается — самоцензура и страх…
Сейчас доклад можно найти лишь в Интернете. Поэтому мы с Миловым решили найти другой путь — ездим по стране и презентуем доклад лично. Мы были уже в Москве, во Владимире, в Нижнем Новгороде, в Питере, сейчас вот заехали в Киев, а после нас ждут Воронеж и Кострома.
— Вызвал ли ваш труд резонанс?
— В Кремле его все прочитали. И реакции две. Первая — сколько им надо дать денег, чтобы они заткнулись? Вторая — «замолчать» доклад. Поэтому во всех пропутинских и прокремлевских СМИ про доклад ни слова.
— А реакция в стране наблюдается?
— Люди в шоке. И, понятное дело, они задают вопросы. «Почему никто не возбуждает уголовные дела? Почему никого не наказывают?» Да, у нас в регионах люди еще такие наивные! А вы можете себе представить, что если бы десятая часть того, что рассказано в России, всплыло в Украине? Эти вопросы обязательно бы поднялись в Верховной Раде. А у нас в авторитарной стране обсуждается ровно то, что разрешает обсуждать власть. В России существует «контракт» между властью и гражданами: «Мы плевать хотели на коррупцию, на цензуру, на отмену выборов в стране, на басманное правосудие, на аресты и разгоны «Маршей несогласных», но взамен вы должны нам повышать зарплаты и пенсии». Люди готовы мириться с ограничением гражданских прав во имя повышения собственных доходов. До тех пор пока власть этот контракт соблюдает, никто не будет интересоваться пропавшими миллиардами.
«У власти я в черном списке»
— В Беларуси вы остаетесь персоной нон грата, ведь когда-то вы назвали Лукашенко последним диктатором Европы?
— Да, в Беларусь мне доступа нет. По отношению к Лукашенко я ничуть не изменил свою позицию. Убежден: это позор для Европы, когда в центре континента до сих пор властвует этот человек. Считаю, что Украина, Россия (ее демократическая часть) и другие европейские страны заинтересованы в том, чтобы там была демократия, и народ хоть что-то мог решать.
— В мае пройдет инаугурация нового президента. На ваш взгляд, с приходом Медведева в России что-то изменится?
— Это зависит от того, будет ли власть соблюдать «контракт». Если в Кремле и дальше будут готовы индексировать пенсии и зарплаты, то ничего не изменится. А если настанут проблемы с деньгами, то, естественно, все начнет меняться.
— Из-за чего могут возникнуть проблемы с деньгами?
— Из-за огромной коррупции, из-за гигантского фиктивного госаппарата, который не решает ни одной проблемы. Народ, например, узнает правду о клептократическом режиме и начнет возмущаться, как когда-то в Украине все кричали: «Кучма, геть!»
— На апрель в Питере запланирована конференция оппозиции. Каковы ближайшие перспективы демократов России?
— Все зависит от того, как пройдет конференция и удастся ли нам сохранить ростки объединения. Главное то, как мы проведем намеченный на осень Конгресс демократических сил.
— Вы по-прежнему основную проблему российской оппозиции видите в отсутствии единства?
— Естественно! Но я не хочу, чтобы у единой оппозиции был какой-то вождь. У нас, судя по всему, своего Ющенко нет, и даже Тимошенко нет… Я просто хочу, чтобы амбициозные, яркие, харизматические люди, в первую очередь, научились говорить друг с другом и научились слышать друг друга. Мы хотим, чтобы оппозиция у нас была коалиционная, чтобы никто не перетягивал одеяло на себя.
— Вы имеете доступ к российскому телевидению?
— Вы что, шутите? Нет, конечно, я ведь в черном списке.
«Тимошенко откровенных глупостей пока еще не сделала» — В связи с визитом президента США Джорджа Буша в Украину Госдума намерена пересмотреть Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Россией.
— Это глупая идея, очередная, никому не нужная раскрутка антиукраинской карты. Не обращайте внимания. У нас же Дума не самостоятельный орган, это вам не Верховная Рада.
— Как будут развиваться украинско-российские отношения?
— Поймите, у нас отношения гладкими не будут. Украина выбрала путь демократии, Россия — авторитаризма. А это абсолютно разные стратегии — это крайнее недоверие друг к другу. И несмотря на то что нас связывают сотни лет различных взаимоотношений, тем не менее этот выбор разных путей развития наших стран предопределяет и наши конфликты. Например, сейчас главная тема — НАТО. Я считаю, что Россия могла бы спокойно сотрудничать с НАТО. И, кстати, Путин, когда начинал работать президентом в 2000 году, говорил, что было бы неплохо, если бы Россия вступила в НАТО. У вас с НАТО масса всяких проблем. С приездом Буша в Украине прошли антинатовские митинги, и кто-то на Майдане ругался матом. Вопрос вступления в НАТО — это, конечно, суверенное право Украины. Но диалог придется вести не только с Брюсселем, но и с собственным народом. Пока народ не поймет, зачем это нужно, пока большинство не будет смотреть в сторону НАТО, до тех пор никто никого никуда не примет.
— В сентябре прошлого года вы сказали, что «возможное возвращение Юлии Тимошенко на пост премьер-министра ничего хорошего стране не принесет». За эти месяцы ваше мнение не изменилось?
— Честно говоря, откровенных глупостей она пока не сделала. Прошлый раз Тимошенко ведь начала замораживать цены и стала отбирать собственность. Видимо, поумнела.
— Но разговоры о реприватизации все же ведутся.
— Не хочу о женщине говорить ничего плохого, тем более о Тимошенко. Но горбатого могила исправит. Зачем она снова поднимает вопрос реприватизации? Чтобы стать более популярной? Она и так популярна. Чтобы деньги из страны убежали? Или чтобы в пользу своих бизнесменов у кого-то отобрать собственность?
— Как вы оцениваете первые 100 дней правительства Тимошенко?
— Я человек достаточно объективный и думал, что будет хуже (смеется). Но сейчас она все же действует осторожнее. Тимошенко обещала вернуть «сгоревшие» вклады. Какие-то $200 вернула. В чем хитрость Юлии Владимировны? Деньги по факту получают в основном малообеспеченные люди — пенсионеры. Они своей тысячей довольны и не задумываются, что эти деньги не обеспеченны ростом производства. Поэтому сейчас у вас с такой скоростью и растут цены. А Тимошенко говорит, что цены растут из-за России, из-за Верховной Рады, из-за Ющенко… Из-за кого угодно, но только не из-за нее. Простые и наивные люди ей верят. А те, которые в экономике разбираются, все прекрасно понимают. Тимошенко — талантливый пиарщик, что здесь говорить.
— В Украине уже началась президентская компания?
— Конечно!
— А кто будут основными кандидатами?
— Похоже, главная борьба развернется между Тимошенко и Януковичем. Но пока Янукович проигрывает, причем полностью.
— В 2005-м и 2006-м вы были советником Ющенко. Что вы сейчас посоветовали бы Виктору Андреевичу?
— Я привык Виктору Андреевичу давать советы не через газету. Но раз просите… Я считаю, что надо вести себя последовательно. И все. Люди это оценят. Ющенко хочет, например, чтобы Украина вошла в Шенгенскую зону? Вот пусть этого и добивается. Хочет, чтобы была зона свободной торговли? Пусть будет и в этом последовательным! Какие-то резкие, явно предвыборные шаги уже вряд ли что-то могут изменить в общем раскладе. А последовательность для него может быть очень полезна. Конечно, сейчас очевидна борьба между Тимошенко и Ющенко. Я не исключаю, что в этой борьбе могут быть самые разные расклады. И в Москве активно говорят о противостоянии между Секретариатом Президента и Кабмином. Есть такой человек по фамилии Балога, который этим и занимается.
— Вы часто бываете в Украине?
— В Киеве в среднем раз в месяц. А летом у меня дети отдыхают в Крыму.
— Им нравится Крым?
— А кто их спрашивает? (В шутку говорит Борис Ефимович.) Детям надо отдыхать в Крыму, потому что у моей средней дочки проблемы с дыханием, и к тому же аллергия. Поэтому ей нужен горячий и сухой воздух Евпатории.
Р.S. После интервью Борис Ефимович не спешил прощаться. Теперь мы поменялись ролями, и он начал обо всем расспрашивать: «А у Буша в Киеве какая культурная программа была? В Софийский собор ходили? Молиться, что ли, за американских солдат? А с выборами столичного мэра что слышно? Если честно, то мне нравится Виталик Кличко. И не только потому, что он великий спортсмен, и потому, что я его лично знаю. Мне кажется, что он парень богатый и довольно успешный. Поэтому в кресле мэра воровать не будет. Он ведь западный человек, который долгое время прожил в Мюнхене. И если хоть малейшая тень какого-нибудь коррупционного скандала падет на него, его просто на Запад не будут пускать».
Немцов, политика
|