Корр: Все ваши консультации с Яблоком ? коту под хвост?
Борис НЕМЦОВ: Жаль, что они не пошли нам навстречу. Но одно условие все-таки выполнили: ни я, ни Явлинский не могли стать единым кандидатом от демократической оппозиции на президентских выборах.
Корр: Означает ли это, что вы идете на бойкот выборов?
Борис НЕМЦОВ: Да нет, это не лучший вариант. Если люди не пойдут на выборы, власть накидает бюллетени и все равно обеспечит себе явку более 50 процентов.
Корр: Что предлагаете делать?
Борис НЕМЦОВ: Я за то, чтобы голосовать против всех. Власть, конечно, постарается и здесь изменить результат в свою пользу, но это будет сложнее. Человек, поставивший галку Lпротив всех, будет сосчитан. Они же не смогут сжечь эти бюллетени. Я надеюсь, что не смогут.
Корр: Вам из Кремля поступали какие-нибудь предложения?
Борис НЕМЦОВ: Я не нуждаюсь в трудоустройстве. С моим опытом и моей репутацией не нужно обращаться в отдел кадров кремлевской администрации.
Корр: А вдруг позовут?
Борис НЕМЦОВ: Они не будут этого делать. В России сейчас самостоятельные люди со своей позицией не нужны. Нужны безгласные исполнители.
Корр: Что же вы так, всех под одну гребенку? В администрации президента есть, например, Дмитрий Козак, который демонстрирует публичность и открытость.
Борис НЕМЦОВ: Дмитрий Николаевич приличный человек, это правда. У него, несмотря на это отрицательное для администрации качество, есть одно преимущество. Он давно знает Путина. Для нынешнего стиля власти это решающий фактор. LЯ знал Путина - вот что надо иметь в багаже, чтобы удержаться на плаву.
Корр: А к поступку Павла Крашенинникова вы как отнеслись?
Борис НЕМЦОВ: Во времена Ульянова-Ленина многие буржуазные специалисты сотрудничали с коммунистическим режимом, оставаясь при этом порядочными людьми. Я надеюсь, что это ровно тот случай.
Корр: То есть, что его переход был согласован?
Борис НЕМЦОВ: Мы усиленно помогали ему на выборах в Магнитогорске, и человек он, в общем-то, приличный. Ведь он пошел во фракцию единороссов, но не вышел из СПС. С волками жить - по-волчьи выть. Кремлевские кураторы Думы, очевидно, поставили условие - либо ты член LЕдиной России, либо никакая должность тебе не светит. Советская практика, между прочим.
Корр: Вы настроены очень решительно.
Борис НЕМЦОВ: Владимир Путин строит полицейское государство. Экономическая основа такого государства - корпорации и обязательный зажим малого и среднего бизнеса. Потому что если ты опираешься на коррумпированную бюрократию, значит растет число проверок, поборов и налогов. Такой латиноамериканский вариант развития лишает миллионы людей права на достойную жизнь.
Корр: А сами-то давно были в народе? Может, прав Жириновский, что вашего электората в современной России нет?
Борис НЕМЦОВ: Тут вам меня не уесть. Был я совсем недавно в Тверской области. Деревня называется Дунина Гора. Что же касается нашего проигрыша, то я изложу свою версию. Мы так и не заняли ясную позицию по отношению к власти - то мы за президента, то мы против него. А надо было твердо заявить: "мы - в оппозиции". Тогда, возможно, мы получили бы иной результат.
Корр: Отдаете ли вы себе отчет в том, что потеря думского кресла лично для вас означает политическую смерть?
Борис НЕМЦОВ: Я не считаю, что это смерть. Когда в первый раз падает человек, для него эта отставка может стать смертью. А мне падать не впервой. Может вам кажется, что от меня пахнет могилой? Нет! Я пахну дорогим парфюмом.
|