По данным социологической службы «Башкирова и партнеры», узнаваемость Бориса Немцова почти сравнялась с аналогичным показателем и. о. мэра и кандидата от власти Анатолия Пахомова — 74,3% и 79,7% соответственно. Правда, почему-то в сообщении об исследовании не указана выборка, но тем не менее факт остается фактом: возвращение настоящего оппозиционного кандидата состоялось. А вместе с ним в федеральную политику, окаменевшую от политической апатии тех, кого по привычке метафорически называют электоратом, возвращается политическая конкуренция.
Выборы в Сочи для нынешней власти — это все равно что электоральные кампании в Москве или Питере, а может, и поважнее, учитывая финансовые, политические и людские потоки, которые в ближайшие годы пройдут через эту «всесоюзную здравницу». Несчастный и. о. мэра чувствует себя, как олимпиец, несущий бремя «чести Родины», к которому приковано внимание всего руководства страны. Проиграть он не имеет права, не может — это все равно что потерпеть поражение на Олимпиаде. И тем выше будет ценность его победы — ведь ее добудут общими усилиями в жесткой конкурентной борьбе…
«Казус Немцова» важен тем, что он создает прецедент такой конкурентной борьбы. Демонстрирует саму возможность альтернативы монополии власти. Причем альтернативы содержательной и яркой.
Разумеется, сама кампания больше напоминает травлю Немцова. Что подтверждает только одно: его боятся. А ведь недавно еще считали политическим трупом. Стоит немного потрясти нашу политическую систему, и из нее столько забытых скелетов посыплется, что хватит на несколько выборных кампаний самого разного уровня. А проблема еще и в том, что Немцов — губернатор, хотя и бывший. И наиболее убедителен именно в этом качестве: грубоватый, жесткий, идущий напролом, с элементами поведения не столько гнилого либерала, сколько прагматика-хозяйственника. Ведь как-то подзабыли все, что чуть более 10 лет назад у него был рейтинг, сравнимый с сегодняшним путинским, а Нижегородская область управлялась не самым худшим образом. Соратники по партии СПС за глаза называли Бориса Ефимовича «губернатором с высоким интеллектом». А это взрывоопасный товар именно на сегодняшнем политическом рынке. И, главное, не на пресыщенном московском, а на провинциальном.
Негативная реклама — тоже реклама. И в Москву, даже проиграв, Немцов вернется другим: отряхнувшим с ног прах политического гламура, с загаром — не островным, но родным, сочинским. Это странным образом способно скорректировать и образ движения «Солидарность». Персональный успех Немцова станет первым осязаемым успехом внесистемной оппозиции. А оттуда, глядишь, один шаг до разморозки политики — не на улицах, а в традиционных зонах политической конкуренции, на выборах. Для начала — на отдаленных российских территориях.
Я уже слышу истерически яростный стук клавиатур возмущенных блогеров, но тем не менее констатирую: возможно, в этом будет состоять историческое значение феномена, или «казуса», Немцова.