Всевластие огромного числа чиновников - серьезная проблема России.
Исполнительская и президентская власти имеют в своих руках настолько широкие полномочия, что можно говорить о всевластии государства. Реально в России невозможно избежать контроля государства ни в одном сколько-нибудь серьезном деле. При этом государственные мужи постоянно и очень наглядно демонстрируют отсутствие у них всякого желания хоть в малейшей степени упустить власть из своих рук и передать ее россиянам. Тем более не может даже идти речи об общественном контроле со стороны россиян за деятельностью госчиновников.
Бюрократия же пытается подвести под свое всевластие мощную базу в виде властной вертикали, которая в современных российских условиях приводит к новому и совершенно неоправданному росту ее влияния. Все свои действия бюрократия пытается оправдать некими государственными интересами: борьбой с преступностью, борьбой с националистическими настроениями, борьбой за территориальную целостность страны и многое-многое другое. Но при этом любому непредвзятому человеку отчетливо видно, что бюрократия только создает видимость борьбы за государственные интересы. Реально же проблемы страны все больше и больше усугубляются. Российское чиновничество так и не предложило ни одного решения крайне важных проблем России.
Естественно, что такая ситуация неминуемо приводит к разочарованию в демократических правовых идеалах. И тем самым российское общество сбивается с единственного, по сути, пути создания справедливого правового либерального общества. В стране силами бюрократов сделано все, чтобы подорвать доверие к демократическим институтам (в частности, к выборам). Наконец, благодаря всевластию госчиновников в стране расцвела коррупция, проникнув даже в такие сферы, где ее никогда не было, например, в сферу образования. Масштабной коррупцией поражены практически все структуры исполнительной власти - как те, которые отвечают за экономические преобразования, так и те, которые призваны обеспечивать безопасность государства и общества. Существуют даже организованные коррумпированные группы, извлекающие незаконный доход из развала уголовных дел на разных стадиях производства, в том числе и в судах. Коррупция приводит к самым серьезным проблемам, как в политическом устройстве России, так и в ее экономическом и социальном развитии. Страна лишается правовых, нравственных и даже экономических ориентиров в своем развитии. Ее статус, как в международных отношениях, так и во внутренних делах серьезно снижается, а это приводит к крайне серьезным негативным последствиям. Россию боятся включать в такие организации как Европейский Союз и Россия регулярно получает неодобрительные отзывы международных экспертов как страна, в которой коррупция является едва ли не основным тормозом экономического развития, что очень сильно ослабляет ее инвестиционную привлекательность. Можно вспомнить и тот факт, что террористы, захватившие культурный центр на Дубровке открыто заявляли, что свободно ввезли в столицу страны большое количество взрывчатых веществ просто заплатив на въезде одному из милиционеров. Коррупция стала смертельно опасной для России и россиян.
Мириться со всевластием чиновников и коррупцией невозможно и ситуацию надо кардинально менять. Вместе с тем, партия на примере всех антибюрократических кампаний, что регулярно проводились в России еще с царских времен, отчетливо осознает, что бюрократия умело отражает все попытки хоть как-то задеть свои интересы. Поэтому речь должна идти о широком комплексе мер, без которых Россия не сможет одолеть корыстные интересы бюрократии и достойно занять подобающее место в мировом сообществе ХХI века, вступить в новую эру как страна, действительно исповедующая общепризнанные гуманитарные ценности:
- приоритета прав человека и гражданина;
- духовной, политической, экономической, религиозной свободы;
- подлинной демократии, основами которой являются свободные выборы, разделение властей, открытость государственной деятельности, подконтрольность и ответственность публичной власти перед обществом;
- социального партнерства;
- правового государства...
Нужна программа комплексного реформирования всей системы государственной службы. В чем ее основные особенности? Прежде всего, в признании верховенства Конституции России и конституционных федеральных законов над ведомственными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями и прочими подобными документами. Бюрократия должна четко осознавать приоритет прав и свобод человека и гражданина и равный доступ граждан к государственной службе. Она должна функционировать в интересах граждан, гражданского общества и государства в целом. И под контролем россиян. Чиновники должны быть профессионалами - компетентными и ответственными в своей сфере. При этом в госслужбе не должно быть никаких "особых" отношений в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального или должностного положения, места жительства, отношения к религии, политических и иных убеждений, принадлежности к общественным объединениям или религиозным организациям и внепартийности государственных служащих.
"Союз правых сил" считает, что госслужба и институты гражданского общества должны находиться в самом тесном взаимодействии, а чтобы это взаимодействие было максимально эффективным оно должно строиться на следующих условиях:
- должна быть информационная открытость госслужбы и ее доступность общественному контролю в соответствии с федеральным законом;
- должна быть установлена ответственность государственных служащих за нарушения законодательства при подготовке или принятия ими решений и оказания гражданам и организациям государственных услуг;
- должна быть создана возможность участия институтов гражданского общества в процессе подготовки решений, затрагивающих права и законные интересы граждан;
- необходимо добиться постоянного участия экспертов от организаций и учреждений, общественных объединений и иных структур гражданского общества в процедурах конкурса, рассмотрения и разрешения конфликта интересов на гражданской службе;
- должна быть создана система по предупреждению, выявлению и устранению обстоятельств, ведущих к злоупотреблениям на госслужбе;
- должна быть создана обязанность соблюдения государственными служащими правил служебного поведения (профессиональной этики)...
Реализация планов в сфере реформирования административной системы России приведет к целому ряду положительных изменений в работе государственного аппарата. Самое главное, от чиновников мало что будет зависеть, поскольку благодаря принятию необходимого пакета законов по реформе госслужбы в России станет возможным автоматическое, без их участия, реагирования на возникающие проблемы в жизни страны и каждого россиянина. Это приведет к тому, что будут резко сокращены неправовые действия чиновников разного ранга. Будет обеспечена четкая зона ответственности, а, следовательно, и эффективного контроля и оценки деятельности любого органа государственной власти и каждого чиновника в отдельности. Станет возможным обеспечить соблюдение прав граждан в самых разных сферах их жизни и деятельности. Будет упорядочен подбор кадров для госслужбы, обеспечивая соответствие личной компетентности претендента его должностным обязанностям.
Административная реформа по представленному плану неминуемо приведет к формированию принципиально иного государственного аппарата, к появления чиновников европейского типа - компетентных, талантливых, законопослушных и цивилизованных. Принятие пакета законов, предложенных СПС для реформы госслужбы, приведет к тому, что эффективность обновленного госаппарата будет обеспечиваться "не числом, а уменьем" специально подготовленных, отобранных по достаточно жестким и ясным критериям, постоянно и достаточно жестко контролируемых, но при этом имеющих достаточно ясные стимулы для успешного служебного роста кадров. "Союз правых сил" исходит из того, что реально решают проблемы только высококвалифицированные профессионалы, действующие в четко обозначенных законами рамках. Проведение административной реформы позволит наполнить такими профессионалами и государственную службу для блага всей страны. 
|