— Будет ли кандидат на президентских выборах от вашей партии?
— Для нас этот вопрос после регистрации партии станет основным. Мы решили выдвинуть кандидата демократическим путем. Для этого надо определить дату съезда, где будут заслушаны программы кандидатов, их обсуждение и тайное голосование. Этот выбор будут делать не лидеры партии, а участники съезда с помощью голосования. Но кандидат будет.
— Недавно на пресс-конференции по случаю подачи документов в Минюст вы сказали, что если партию не зарегистрируют, то вы перейдете к плану «б». Что это за план?
— Мы пока договорились его не обнародовать. Зачем заранее сообщать то, что сообщать не следует. Мы будем о нем думать после того, как получим документы из Минюста.
— В своем интервью РБК daily Эдуард Лимонов говорил, что предлагал вам коалицию, но вы отказались в надежде на успешную регистрацию. Рассматриваете ли вы вариант с коалицией, например с «Другой Россией», в случае отказа?
— Мы с «Другой Россией» вместе участвуем в «Стратегии 31», но при этом мы считаем неправильным участвовать в партийных проектах с ними, поскольку наше воззрение на социально-экономическое и политическое устройство страны резко разнится. Например, г-н Лимонов поддерживает Каддафи. Извините, мы этого не можем допустить. Он поддерживает аннексию Осетии и Абхазии. Мы категорически с этим не согласны. Поэтому на уровне защиты Конституции мы готовы быть в коалиции, а в партийных мероприятиях мы разные, с разными взглядами. Эта коалиция будет просто контрпродуктивной. К тому же он выступает за национализацию, монополизацию — это абсолютно безумные социально-экономические воззрения, которые, кроме как к коррупции и деградации, больше ни к чему привести не могут.
— По официальным данным, сейчас в «Парнасе» числятся 46 тыс. человек. Кто сейчас вступает в партию, тем более относящуюся к внесистемной оппозиции?
— Во-первых, это активисты движений «Солидарность», РНДС, РПР и «Демократический выбор». Во-вторых, это люди, которые поняли пагубность нынешнего курса и не согласны с ним и искать правды и справедливости в прокремлевских партиях уже отчаялись. В-третьих, это трезвомыслящие и дальновидные люди, которые понимают, что без оппозиции в России нет перспектив. Это в основном жители больших и средних городов нашей страны, люди образованные и трезвомыслящие.
— Что вы можете предложить своему электорату?
— При нынешнем курсе России уготовлена вечная участь «сырьевого придатка» Китая и Запада. Мы сторонники глубоких политических и социально-экономических реформ. Мы предлагаем главные политические реформы: поправку в Конституцию, запрещающую одному лицу более двух раз избираться президентом, возвращение к четырехлетнему сроку правления, а не шестилетнему, восстановление губернаторских и мэрских выборов, но не более чем на два срока, восстановление бюджетного федерализма, местного самоуправления, отмену стоп-листов на федеральным каналах, в которые все сопредседатели «Парнаса» входят без исключения. Расследование коррупционной деятельности нынешних властей, в том числе среди членов кооператива «Озеро», в госкомпаниях и госкорпорациях. Резкое снижение налогов на малый и средний бизнес за счет повышения налогов на «Газпром» и другие сырьевые компании. Сокращение бюрократии на 800 тыс. человек. Создание пенсионной системы по принципу норвежской, где главный источник средств — прибыль и доходы от нефтегазовой отрасли.
— Как думаете, найдет ли свое место в следующей Госдуме «Справедливая Россия»?
— Если она будет партией независимой, реально самостоятельной, думаю, что у нее есть шансы. Если ее представители, как всегда, будут на побегушках у режима, то шансов никаких.
— На ваш взгляд, почему тандем тянет с решением по выборам 2012 года?
— Потому что они оба хотят пойти, а место одно. Все будет решать Путин.
— По экспертным оценкам, из-за неопределенности по поводу того, кто из участников тандема будет баллотироваться, происходит отток инвестиций из страны. Поддерживаете ли вы эту точку зрения?
— Бизнес пугает не это, а перспектива, что Путин будет править до 2024 года. Поэтому мы и предлагаем внести поправку в Конституцию, которая запрещала бы ему участвовать в выборах еще раз, чтобы улучшить инвестклимат. Непредсказуемость, кто станет президентом, совершенно не приводит к оттоку инвестиций ни из Америки, ни из Европы. На самом деле плохой инвестклимат связан еще и с независимость суда и очевидными политически ангажированными решениями типа дел Магнитского, Ходорковского, Чичваркина и т д. В целом правила игры непредсказуемы, налоги только повышаются. В этих условиях заниматься бизнесом, вкладываться в инновации, модернизацию могут только отчаянные люди. Но поскольку не все отчаянные, большинство думают, как бы уехать и деньги с собой увезти.
— Создание «Народного фронта» было воспринято многими экспертами как электоральная поддержка «Единой России» и возможная заявка премьера на участие в президентских выборах. Какую функцию, на ваш взгляд, будет выполнять «фронт» и какова в дальнейшем его судьба?
— «Фронт» Путина был создан не от хорошей жизни. Это очевидная манипуляция политическим процессом и народными массами. Политтехнология мне ясна, цель тоже —удержать власть любой ценой и участвовать в президентской кампании.
Читать полностью: http://www.rbcdaily.ru/2011/05/31/focus/562949980343247