Версия , 27.03.2006
Борис Немцов вернулся в большую политику. В 2003 году Союз Правых Сил, сопредседателем которого он был и членом которого остается, не прошел в Государственную думу. Тогда Немцов ушел в бизнес, возглавив совет директоров концерна "Нефтяной", а также стал советником по экономическим вопросам президента Украины Виктора Ющенко.
Теперь, два с половиной года спустя, Борис Ефимович решил "завязать" с коммерцией и вернуться к политической деятельности. Он по-прежнему остается самым харизматичным оппозиционным лидером в стане либеральных демократов.
-Почему в прошлом году вы покинули концерн "Нефтяной" и решили вернуться в политику?
- Считаю, что политика и бизнес несовместимы: нужно заниматься либо одним, либо другим. В России власти часто используют политические аргументы в борьбе с неугодными бизнесменами, например с Игорем Линшицем. Как известно, ему было предъявлено обвинение в отмывании денег, а он сам был объявлен в федеральный розыск. Не желая подвергать риску бизнес Игоря, я ушел из концерна.
Но, к сожалению, мой уход не спас ни концерн, ни его главу. Преследование Липшица я считаю политическим. Из-за всех предъявленных Генпрокуратурой обвинений главе "Нефтяного" торчат уши Кремля. Одна из правдоподобных версий преследования Игоря Липшица состоит в том, что якобы он финансировал Михаила Касьянова и за это подвергся преследованию со стороны власти. Но на самом деле глава "Нефтяного" этого не делал.
- Чем вы занялись, уйдя из "Нефтяного"?
- С 16 февраля этого года я возглавил комиссию по объединению демократических сил России. Ее главная задача - формирование единой колонны демократов для выборов в Государственную думу, а также выдвижение единого кандидата от оппозиции для участия в выборах российского президента в 2008 году. Пока еще неясно, кто войдет в объединенную демократическую коалицию. Мы готовы вести переговоры со всеми демократическими организациями, в том числе с "Яблоком", Республиканской партией, представителями правозащитных и общественных организаций. Пока объединительный процесс находится в начальной стадии переговоров между потенциальными участниками коалиции. Мы готовы к диалогу с Михаилом Касьяновым, Гарри Каспаровым, Ириной Хакамадой и всеми, кто поддерживает демократические идеалы и ценности.
- Кто возглавит коалицию? Михаил Касьянов?
- Пока неизвестно. О лидере говорить еще рано, так как мы только начали переговоры. Считаю, что единым кандидатом должен быть наиболее популярный среди демократов политик. У Михаила Михайловича есть шанс стать единым кандидатом в Президенты России. Для этого нужно, чтобы он пользовался достаточным доверием избирателей.
- Понятно, что есть люди, финансирующие оппозицию в России. Власть приложила определенные усилия, чтобы таких людей стало как можно меньше. Вы можете назвать имена тех, кто не боится спонсировать российских демократов? Есть ли среди них опальные олигархи, например Борис Березовский, или западные инвесторы?
- Я давно не поддерживаю личных отношений с Борисом Березовским, он нас никогда не финансировал. Кроме того, я никогда не брал деньги у западных бизнесменов и фондов для финансирования политической деятельности в России. Я категорически против финансирования оппозиции из-за границы. Я не буду называть имен наших спонсоров, чтобы лишний раз не подвергать их угрозе и давлению со стороны власти. Поиск денег для оппозиции - непростое и опасное дело, но мы активно их ищем.
- В прошлом году сенаторы США приняли решение о выделении $4 млн. из бюджета их страны на строительство демократии в России. Неужели вам из них ничего не перепало?
- Нет. Обычно американцы сами тратят выделенные бюджетные деньги на своих экспертов, изучающих проблемы российской демократии. В частности, они финансируют республиканский и демократический институты в нашей стране.
Американцы никогда не предлагали и не передавали деньги российской оппозиции напрямую, а предпочитали осваивать их сами. По крайней мере Союз правых сил никогда не возьмет деньги у западных инвесторов.
- С вашей политической деятельностью в России все понятно. Но вы еще и советник украинского президента. Что вы ему советуете?
- Я летаю на Украину по несколько раз в месяц. К некоторым моим советам Виктор Ющенко прислушивается. Например, президент Украины отправил в отставку Юлию Тимошенко, и правильно сделал. Тимошенко не справилась с доверенными ей задачами: за семь месяцев своего правления на должности премьер-министра она угробила украинскую экономику, затеяв разрушительную кампанию деприватизации и национализации, и тем самым довела страну до экономического кризиса. В результате инвесторы перестали вкладывать деньги в украинскую экономику и стали вывозить капиталы из страны.
Второй мой совет, который был воспринят Виктором Андреевичем, - это прекращение гонений на российских предпринимателей.
- Сейчас идет настоящая война с Украиной за тарифы на газ. Кому это выгодно?
- Все произошедшие газовые конфликты негативным образом сказались на наших отношениях. Дальнейшее повышение тарифов на газ неминуемо приведет к экономическому кризису на Украине. В будущем у этой страны есть возможность и механизмы оказаться победителем в газовой войне, если в ней будут внедряться современные энергосберегающие технологии. Но на это уйдет не один год.
Газовый спор - продолжение политических разногласий. Владимир Путин и Виктор Ющенко очень сильно друг другу не доверяют из-за желания российского президента "играть первую скрипку" на Украине. Он никак не успокоится после "помаранчевой" революции и продолжает вмешиваться в украинскую политику. Без его ведома вряд ли произошло бы повышение цен на продаваемый на Украину газ, вряд ли запретили бы ввозить в Россию мясомолочную продукцию и вряд ли произошел бы конфликт по поводу Черноморского флота.
- Как украинская власть относится к подобным выпадам с российской стороны?
- С юмором. Анекдоты рассказывают: "Ющенко выступает по телевидению и произносит поздравительную речь: Поздравляю жителей Украины с Новым годом! Год был тяжелым и напряженным. Зато удалось многое сделать для страны - повысить пенсии и зарплаты бюджетникам, пособия для мам... Давайте выпьем за наши успехи, поднимем за это бокалы с шампанским. В этом году оно, к сожалению, без газа! "
- Простите, но суть торговли в том, что товар надо продавать по максимально высоким ценам. В этом и есть интерес продавца, в данном случае России...
- Не уверен, что именно России. До сих пор газовые сделки не являются открытыми и прозрачными. Мы не знаем, что за структуру представляет собой "РосУкрЭнерго", какая доля его акций принадлежит России, а какая - Украине, кто стоит за межгосударственными газовыми контрактами и почему получаемые прибыли вывозятся в офшоры.
Если в Европе представителям оппозиции становится известно о сомнительных контрактах, то поднимается большой шум и, как правило, эти межгосударственные сделки аннулируются. Последний такой скандал был связан с договоренностями между российским президентом Путиным и итальянским премьер-министром Берлускони о поставках газа в Италию. Они договорились о сделке, но спустя некоторое время итальянской демократической общественности стало известно о том, что одна из покупающих газ компаний связана с Сильвио Берлускони. Когда СМИ огласили сенсационные подробности сомнительной сделки, итальянскому президенту пришлось от нее отказаться.
- Почему наши отношения так обострились, ведь нельзя все списать на личную неприязнь президентов?
- Кремль крайне не заинтересован в успехе "оранжевой" власти. Если Ющенко успешен, значит, и России нужна демократия.
- Вы всерьез полагаете, что Украина намного демократичнее России?
- Приведу пример. Когда сын российского министра обороны Сергея Иванова сбивает насмерть пожилую женщину и об этом сообщает журналистка Ольга Романова на телеканале REN TV, то ее увольняют с работы. Когда сын Ющенко разъезжает на дорогих машинах и тратит большие деньги в дорогих киевских ресторанах, об этом пишет вся украинская пресса и президент вынужден объясняться перед общественностью насчет своего сына.
На Украине существует настоящая свобода слова и нет цензуры. Там в прямом телеэфире выходит "Свобода слова", которую ведет уехавший из России Савик Шустер. У украинской оппозиции есть доступ ко всем средствам массовой информации. Именно поэтому у главного оппонента Виктора Ющенко - Виктора Януковича - высокий политический рейтинг.
В России же невозможно, чтобы лидер "Родины" Дмитрий Рогозин или лидер Союза правых сил Никита Белых лидировал в какой-то политической гонке.
То есть Украина - свободная страна, там есть проблемы коррупции, купленные суды ' и т.д. Тем не менее там гораздо больше перспектив добиться успеха, чем в России.
Потому что на Украине есть свободная пресса, и чиновники рано или поздно начинают бояться, что в газетах напишут, как кто-то из них берет взятки.
С бизнесом дело на Украине обстоит сложнее. Украинское коммерческое законодательство отличается от российского тем, что в нем много совковых норм.
Безусловно, оно требует модернизации. Думаю, что будет происходить поэтапная либерализация экономики. И тогда у Украины появится шанс вступить во Всемирную торговую организацию и в Евросоюз.
- Напоследок хотелось бы задать вам личный вопрос. В одном интервью вы говорили мне, что никогда не позволите заниматься политикой своей дочери. Тем не менее она пыталась избраться в Мосгордуму. Она вас ослушалась или вы передумали?
- Она выросла. Ей скоро исполнится 22 года, и вы хотите, чтобы я указывал, что ей делать? Я не был в восторге от ее решения. С одной стороны, я считаю, что заниматься политикой в России сейчас гораздо сложнее, чем когда я начинал. С другой - горжусь тем, что у дочери проявились мои гены.
До сих пор газовые сделки не являются открытыми и прозрачными. Мы не знаем, что за структуру представляет собой "РосУкрЭнерго", какая доля его акции принадлежит России, а какая - Украине
|