– Борис Ефимович, после последнего Совета партии мы получили очень скандальную прессу. Опять виноваты журналисты?
– Не считаю, что пресса такая уж скандальная. Да и журналистов винить не стоит. Они что увидели – о том и написали. Что касается многих нелестных слов в адрес СПС со стороны СМИ, то причина очевидна. Судите сами. Если за пять месяцев до выборов внутри партии разгорелся сильнейший конфликт, было бы странно, если бы журналисты его не заметили. Более того, на этом негативном фоне не оказалось никакого позитива: не было принято ни одного серьезного решения программного или кадрового характера. Да еще закрытый режим выступлений. О чем писать? Вот и написали о том, что лежало на поверхности. Ничего удивительного в этом нет. А виновных в этом искать не надо. Мы сами и виноваты.
Вывод, который я сам для себя сделал, можно выразить одной короткой фразой: «Положение серьезное». Пора уже определяться и с предвыборной программой, и с тактикой и стратегией ведения предвыборной кампании, и с первой тройкой, и с формированием штабов. И сразу начинать работать не только в Москве, но и по всей стране, потому что особенностью нынешней кампании станет ориентация на региональную составляющую.
– Раз вы заговорили о первой тройке, не могу не спросить: как вам несколько стеснительно озвученная на Совете партии идея о том, что не страшно, если тройка, представленная СПС, «усохнет» с трех до одного человека? Ведь законом это не возбраняется. Вы с ней согласны?
– Нет. Мне эта идея категорически не нравится. Считаю, что тройка – это мощнейший партийный ресурс. И бросаться им не стоит. Если бы у нас в партии был Путин, тогда – пожалуйста. Ставьте Путина. В этом случае ни второй, ни третий в списке значения не имеют. Сегодня из всех существующих партий разве что Владимир Вольфович мог сделать тройку из одного себя, потому что ЛДПР – это Жириновский. Но даже он этого не делает. Еще раз заострю на этом внимание своих однопартийцев: если мы не используем такой ресурс, как первая тройка лидеров, это сильно снизит наши шансы пройти в Государственную думу.
– А они есть, эти шансы?
– Судя по итогам весенней кампании – есть. По оптимистической оценке – 50 на 50. Мы же в половине регионов, по которым шли, выиграли, а в половине – проиграли. И не стоит здесь мудрствовать лукаво и рассказывать о том, как все подтасовали. Были фальсификации в регионах – бесспорно. Но что об этом говорить, если они будут и на федеральных выборах. Мы знаем, на что идем.
– На Совете партии Никита Белых сказал, что СПС идет на выборы самостоятельно. Тема объединения похоронена окончательно. Вам не жаль?
– Вопрос риторический. Объединяться нам не с кем. Вот и идем самостоятельно. «Яблоко» на паритетных условиях договариваться не хочет, а с позиции силы, после их провала весной, не может. Тема закрыта. И сегодня не стоит тратить на это драгоценное время и силы. Еще кто-то? Таких, к сожалению, больше нет. Так что надеяться надо только на самих себя.
– Борис Ефимович, а вы можете объяснить, почему люди должны сегодня за нас проголосовать? Если честно, я для себя четко сформулировать, что мы предлагаем нашему избирателю, пока не могу.
– Это очень серьезный вопрос. Считаю, что пока у партии не будет внятной программы по защите и возвращению гражданам России утраченных ими в последние годы гражданских прав и свобод – на информацию, избирательных, права на пенсию, на достойную жизнь в регионах, до тех пор требовать, чтобы люди нас поддержали, бессмысленно. Считаю, что мы должны идти на выборы с яркой, понятной, близкой и действительно нужной людям программой. При этом партия, несмотря на то, что это очень сложно, должна проводить кампанию честно. Обманывать наших избирателей хоть в чем-то мы не имеем ни малейшего права. Для этого нет и не может быть никаких оправданий.
Мы не согласны с тем курсом, который проводился в стране последние 7 лет, с курсом на чекистско-бюрократический капитализм. Мы против укрупнения монополий, цензуры, коррупции, деприватизации, внешней политики, направленной на усиление конфликта с Западом, против уничтожения федерализма и местного самоуправления. СПС – оппозиционная партия, выступающая за европейский путь развития России и восстановление отобранных у народа прав и свобод. Если позиция будет именно такой, люди за нас проголосуют. Если нет – обижаться не на кого, только на самих себя.
– А как вам идея о «достройке России»?
– «Достройка России» – очень широкое понятие. Нуждается в пояснении. И в этом как минус, так и плюс самой фразы. Все зависит от того, кто и как будет объяснять, что за этим стоит. Проблема в том, что СПС не партия власти. И нам не дадут возможности ничего объяснять. А люди понимают под достройкой каждый свое. Для кого-то это восстановление СССР, для кого-то присоединение Абхазии и Северной Осетии, для другого – дальнейшее развитие капитализма и продолжение реформ. На мой взгляд, более понятно, например: «Мы вернем вам свободу и достоинство» или «СПС – партия европейского выбора России». Не претендую на истину в последней инстанции, но то, что лозунги должны быть понятными и ясными, очевидно.
– Борис Ефимович, вы не обратили внимание на то, что вся Москва увешана рекламными щитами с лидерами «Гражданской силы». Нам стоит беспокоиться, что они пойдут на выборы и отнимут у нас голоса?
– «Гражданская сила», говорите? Да, плакаты есть, и лицо Михаила Барщевского на плакате тоже имеется, а вот партии такой нет. Ну нет такой партии. И все тут. СПС – есть. Есть люди, традиции, идея, история, есть депутаты, есть региональные отделения. Живет партия, готовится еще повоевать. А «Гражданская сила» – просто еще одна организация, созданная Кремлем. Ничего из того, что имеем мы, она не имеет. Только амбиции. А сколько они на выборах наберут, зависит от Кремля. Если очень сильно им помогут, пиарить будут на всю катушку, каждый вечер по телевизору будут показывать, то 1–2 % они наберут, наверное. Шансов никаких не имеют. А вот то, что они на нашем поле работают и могут составить нам конкуренцию, это уже хуже. Что нам в этой ситуации делать? Работать. Просто работать и не обращать на них никакого внимания. Нужно делать свое дело. Нужно возвратить утраченное доверие людей, не обращая внимания ни на каких конкурентов.
– В какой-то момент у меня возникло впечатление, что многим хочется, чтобы нашим главным оппонентом на этих выборах опять были коммунисты. На мой взгляд, не катит. Что скажете?
– Власть – вот главный оппонент СПС на этих выборах. Для меня это очевидно. Что написано у нас на знамени: свобода, собственность, законность. А что эта власть исполняет? Свобода сокращается, как бальзаковская шагреневая кожа. Собственность – почти фантом. Для лояльных – пожалуйста, а тем, кто не лоялен,– перебьетесь. Законность – не для всех. Сегодня все, что делает власть, далеко от того, за что мы выступаем. Поэтому мы в оппозиции. Мы выступаем не против персон, тем более что персоне всего 8 месяцев осталось, а против такого курса, против пути в третий мир. А нас эта власть ведет именно туда.
Поэтому СПС должен прекратить обращать внимание на Жириновского, коммунистов, «Яблоко», какую-нибудь «Гражданскую силу», так как это не оппоненты, а просто люди, которые хотят попасть в Думу. Сегодня нужно четко понимать, что ни коммунизмом, ни фашизмом никого не напугаешь. Такой угрозы в настоящее время нет. Есть только одна угроза – угроза сильно коррумпированного чекистского капитализма. Вот с этой угрозой мы и должны бороться, ей противостоять. Конкретно на выборах носитель этой идеи – партия власти. Поэтому наш оппонент – «Единая Россия».
– Судя по тому, что вы мне сегодня рассказали, вам лично все достаточно ясно, как и что нужно делать.
– По пунктам: первое – программа, близкая и понятная людям, второе – абсолютно адекватное отношение к самим себе и третье, не менее важное, – настрой на победу.
– Борис Ефимович, и последнее, на ваш взгляд, как будет меняться пейзаж перед битвой?
– Основная угроза стабильности в стране сегодня исходит от власти. Власть параноидально боится смены караула в Кремле. А находясь в неадекватном состоянии, она способна на безумные поступки. Угрозы, преследования по политическим мотивам, снятие с выборов по мере их приближения, запугивание, ужесточение цензуры, усиление угрозы расправы над оппозицией, беспредельное возрастание использования административного ресурса в Центре и в регионах и еще много других инструментов, которые власть может и будет использовать. Нам придется работать в сложнейшей обстановке. И все мы с вами должны это понимать и должны быть к этому готовы.
Беседу вела
Лилия Дубовая
|