Борис Немцов отказался от дачи показаний по одному из трех «дел Навального» — о хищениях в ходе избирательной кампании партии «Союз правых сил» 2007 года. Сделав в письме в Следственный комитет ряд политических заявлений, он воспользовался правом не свидетельствовать против себя по ст. 51 Конституции. В настоящее время следствие ведет очень активную работу по «делу СПС», проводится по несколько допросов в день, утверждает источник «Газеты.Ru».
ОппозиционерБорис Немцовво вторник посетил следователей, чтобы передать им письменный отказ от дачи свидетельских показаний по делу о хищениях средств в партии «Союз правых сил», обвиняемым по которому проходит его коллега по Координационному совету оппозицииАлексей Навальный. Немцовмотивировалсвой отказ общей неосведомленностью в ситуации, а также нежеланием сотрудничать с политически мотивированным следствием. Сопредседатель партии РПР-ПАРНАС сообщил, что не имел отношения к руководству СПС с 2004 года, а в период времени, который больше всего волнует следователей — в 2007 году — «занимался поездками по регионам и встречами с избирателями» и поэтому не имеет никакой информацией о заключавшихся контрактах и договорах.
При этом Немцов отказался от дачи каких-либо дополнительных показаний, сославшись на право, данное ст. 51 Конституции, не свидетельствовать против себя и своих близких.
В конце декабря Следственный комитет возбудил очередное уголовное дело на Алексея Навального. По версии следователей, компания оппозиционера «Аллект» получила право на размещение рекламы СПС, но затем перезаключила контракты с фирмами-однодневками. В результате махинации, считают следователи, «Аллект» похитила порядка 100 млн рублей. Дело о мошенничестве стало третьим делом против Навального за последние полгода. Оппозиционера, ставшего известным благодаря борьбе с хищениями средств при заключении госконтрактов, преследуют по статьям «Мошенничество» и «Растрата».
По «делу СПС» следователи уже допросили экс-председателя партии, а ныне губернатора Кировской областиНикиту Белых, исполнявшего обязанности председателя СПС Леонида Гозмана и экс-члена федерального политсовета партии Марию Гайдар.
Источник, знакомый с ходом следствия, сообщил «Газете.Ru», что сейчас по делу СПС «идет по два-три допроса в день, допрашивают не только видных деятелей, но и рядовых сотрудников партии».
При этом члены «Союза правых сил» ни во время парламентской кампании 2007 года, ни в последующие годы не высказывали своих претензий к Навальному, пишет во вторник Немцов. Ранее об этом также писал в своем блоге Леонид Гозман. «Полагаю незаконным возбуждение уголовного дела по данному факту в отсутствие потерпевших, поскольку какого-либо заявления о преступлении со стороны политической партии «Союз правых сил» не поступало. Более того, данная организация ликвидирована еще в 2009 г. и не оставила правопреемников», — написал Немцов.
Письменный отказ от показаний следователь неожиданно для самого Немцова согласился приобщить к делу, несмотря на содержание документа. В его тексте оппозиционер сам сделал несколько политических заявлений.
Среди прочего Немцов напомнил о совещании на расширенной коллегии Следственного комитета с главой ведомства Александром Бастрыкиным, речь которого «сводилась к тому, что в любом случае нужно привлечь к ответственности Алексея Навального».
Оппозиционер подчеркнул, что он, «являясь патриотом своей страны, никогда не имел недвижимости, счетов, зарегистрированных фирм либо вида на жительство ни в Чешской Республике, ни в иных странах НАТО и вообще за рубежом». Таким образом Немцов намекнул на скандальный пост вблогеАлексея Навального, из которого следовало, что Бастрыкин уже в период своей работы в Следственном комитете мог получить временный вид на жительство в Чехии. Кроме того, Немцов напомнил о другом скандале, связанным с именем Бастрыкина: летом стало известно, что глава ведомства вывез в лес замглавреда «Новой газеты» для мужского разговора после неугодной публикации. Сам глава СК впоследствии за этот случай извинился, пояснив, что он «подустал немного». При этом Бастрыкиннастаивал, что разговор происходил не в лесу, а на обочине у дороги, а лес был уже «за канавой». «Будучи избранным губернатором одной из крупнейших российских областей, а затем первым вице-премьером страны, я никогда не участвовал в криминальных разборках с неугодными журналистами ни на обочине леса, ни в двухстах метрах от него, вследствие чего мне не приходилось по этому поводу ссылаться на ненадлежащее психическое состояние», — написал Немцов.
Исполнительный директор РПР-ПАРНАС Ольга Шорина сказала «Газете.Ru», что накануне были опасения по поводу того, что следователи согласятся приобщить документ к материалам дела: накануне в аналогичной ситуации сотрудники СК отказывались принимать письменный отказ от дачи показаний у Леонида Гозмана. И. о. председателя СПС, как и Немцов, текст своего отказа от показаний опубликовал в блоге накануне допроса. При этом он пояснял, что делает это заранее, поскольку следователи могут обязать его дать подписку о неразглашении хода следствия. Неожиданное решение следователей приобщить заявление Немцова привело в восторг.
«Они все приобщили, что самое прикольное, — рассказал Немцов «Газете.Ru». — Что Бастрыкин — чешский шпион и что он водил в лес журналиста. Он хотел было (не приобщать), а потом понял, что с нами бесполезно. Он все приобщил. Что Быстрыкин — однокурсник Путина и что дело это политически мотивированное. Вот все это будет теперь в материалах дела, я думаю, у меня самые лучше показания. Я думаю, в Следственном комитете таких показаний еще не было».
Как рассказал Немцов, в разговоре со следователем он предложил ведомству заняться реальной работой, а не политическим сыском. В качестве примера дела, которое можно расследовать, оппозиционер привел свое собственное обращение в СК по поводу телефонных прослушек. Запись личных переговоров Немцова с несколькими другими оппозиционерами была опубликована на портале Life News, принадлежащем лояльному Кремлю издателю Араму Габрелянову. «Я ему, следователю, сделал предложение. Прекратить заниматься сфабрикованными делами против Навального и заняться настоящим делом. А именно: расследовать дело о прослушке моих телефонных разговоров и преступнике Габрелянове», — сказал Немцов. По словам оппозиционера, следственные действия с ним проводил Руслан Миниахметов, ранее расследовавший дело Александра Бульбова — генерала ФСБ, севшего именно за неконную прослушку. Как рассказал Немцов, следователь «трижды пообещал подумать над этим предложением».
Во вторник оппозиционному политику предстоит как раз обратиться к делу о прослушке: Хамовнический райсуд Москвы будет разбирать его иск к следствию о бездействии. Следственные органы, утверждает Немцов, не уведомили его, решили они возбуждать уголовное дело по факту прослушки или нет.