Первым из политиков, кто встал на защиту депортированной из России журналистки Натальи Морарь был член федерального политсовета СПС Борис Немцов. Он уделил этой истории целый абзац своей речи кандидата в президенты от партии «Союз правых сил». На интервью с «Новой» первый из преемников Бориса Ельцина пришёл с идеей единственного билборда, который, по его словам, мог бы решить исход кампании по стране - Дмитрий Медведев и Борис Немцов в полный рост и слово «Выбирайте!». Но у нас нашлись и другие вопросы.
- Борис Ефимович, поговорим о роли личности в истории. Это ж вы девушку Наталью Морарь подвели под депортацию?
- Нет. Откуда вы взяли? Я по поводу Наташи могу сказать следующее: она – вторая Аня Политковская – не в смысле судьбы, надеюсь, а по уровню смелости, честности и искренности. Это первое.
Второе: я действительно читал её статьи, в том числе по поводу банка «Дисконт» - отмывания чекистами денег и вывоза их за рубеж – знаю, что они имели огромный резонанс и в Кремле, и на Западе. На Западе, кстати, возбуждены уголовные дела, а у нас Генпрокуратура, как в рот воды набрала. Согласитесь, когда такая молодая девушка может поднять столь серьёзные материалы, это вызывает уважение.
- Разве не вы рассказали ей стартовую схему статьи про чёрную кассу Кремля?
- Нет. Я думаю, что её депортировали по совокупности – и эта статья стала последней каплей. В статье, судя по всему, написана правда, раз такая истеричная реакция у Кремля и чекистов. Я с Наташей общался – она пыталась выяснить какие-то детали, но у меня их было бессмысленно спрашивать по той простой причине, что я не имел никакого отношения к деньгам. У меня была исключительно политическая миссия. Исколесил всю Россию...
- Ну да, знаменитый немцовский «миллион рукопожатий»!
- Миллионы я уже не считал. Но то, что было самое большое количество встреч, городов и регионов из всех федеральных политиков – это точно. Статью её я, естественно, прочитал в журнале, сказал, что кремлёвские – люди злопамятные и будут мстить. Она ответила, что вообще-то этого не боится, и, действительно, не из трусливых. Не из пугливых. Реакция чекистов и Кремля на Наташу меня потрясла: своими невероятно глупыми действиями они, во-первых, подтвердили, что чёрная касса действительно существует, во-вторых, написанное в статье правда, и Наташа Морарь представляет угрозу для воровского клана, в-третьих, что путём депортации девушку пытаются изолировать. Почему это глупость? Теперь журналисты, очевидно, всё это поняли – и найдутся те, кто будет продолжать эту историю. Наташа становится очень влиятельным журналистом, а коли так, ей будет легче добывать информацию по этому и другим криминальным делам.
- Это при условии, что Илья Яшин окажется честным человеком и сдержит слово, данное через Интернет, жениться на Наташе Морарь и дать ей гражданство РФ... А так-то её в Россию просто не пустят?
- Поступок, вызывающий уважение, хотя мне кажется, что жениться надо по любви. Я с Наташей продолжаю общаться. Она в Молдавии, в Кишинёве. Считаю, что чекисты показали в этой истории всю свою сущность. Думаю, теперь на чистую воду выведут и тех в Кремле, кто этой чёрной кассой заправлял, и тех, кто выполнял технические функции.
- А это правда, что Кремль «кинул» СПС на деньги на этих выборах?
- Ещё раз говорю, что не занимался финансами. Просто не могу ни подтвердить, ни опровергнуть.
- Говорят, что Чубайс ходил договариваться об СПС в Думе к Суркову и принял четыре условия: 1) в президенты выдвигается Немцов, а не Рыжков; 2) критикуете курс Кремля, но не Путина лично; 3) никаких контактов с «Другой Россией»; 4) все деньги идут через указанный фонд... Якобы, когда некто из правых пришёл туда за своими финансами, ему сказали, что их потратили на движение «НАШИ». Так?
- Ничего не знаю про эти условия. Знаю, что Кремль был против того, чтобы мы взяли Рыжкова в список. По поводу выдвижения меня в президенты – чушь. Вы же видели, кто был их главный враг во время кампании...
- ...не сразу...
- ...бюрократическая машина медленно раскручивается. Уже после появления моей книжки «Исповедь бунтаря. Политика без б...ства» истерика началась. Что касается выдвижения в президенты, думаю, я как кандидат для них – тяжёлый случай. Выборы показали, что мы – единственные, кто без экивоков говорили, что план Путина – путь в третий мир, это коррупция и чиновный произвол, это Шварцман, наконец.
- Не все читали. Скажите лучше: бархатная реприватизация...
-...которая больше на мародёрство похожа. Так что эти четыре условия, думаю, выдумка.
- Просто история с «кидаловом» многое объясняет в смене поведения самой денежно мотивированной партии...
- ... при чём тут СПС? Не считаю себя денежно мотивированным, моя позиция по отношению к режиму никогда не менялась: не голосовал за Путина, всегда считал, что при нём будет построен беспредельно-чекистский авторитарный капитализм, все его замашки – от наезда на НТВ до наездов на бизнес – были предопределены работой в КГБ.
СПС – демократическая партия. У нас соседствуют разные точки зрения. Есть позиция Чубайса, Белых, Немцова – всё находится в динамичном взаимодействии и изменении. Последняя выборная кампания показала: СПС стал реальным движением гражданского протеста. Идейно мы стали одной командой.
- Когда вы все пошли на Марш несогласных, Чубайс ведь не вышел? Хотя было решение по всем членам политсовета, находившимся в это время в Москве...
- Чубайс в этих выборах не принимал участия. Ни финансово, ни политически. Абсолютно понятная позиция. Ему надо завершать реформу РАО «ЕЭС России». Я считаю это решение Чубайса правильным: если ты 10 лет готовил и реализовывал реформу, то бросать на полдороге такие вещи нельзя.
- На киевский Майдан незалэжности во время инаугурации Ющенко, значит, можно, а здесь у себя, нет?
- Когда был Майдан, его там не было – я был. Но, когда была инаугурация, Чубайс там был не столько как политик, сколько как руководитель РАО, которому с новыми властями Украины нужно было устанавливать нормальные отношения.
- Только бизнес и ничего личного?
- Абсолютно. Правильное бизнесовое желание установить отношения.
- Действительно ли, как сказал Чубайс на съезде, Медведев - лучший кандидат Кремля?
- Нет. Почему Медведев? Потому что он слабый, лояльный, послушный. Если б я задал вопрос любому, какой человек должен быть президентом страны, уверен, что никто бы не назвал именно эти три качества – они, на самом деле, были нужны только Путину. А России нужен другой: самостоятельный, сильный, честный, патриотически настроенный.
- Может, просто пока страна не хочет менять президента?
- Интерес 142 миллионов граждан в прямом противоречии с интересами Путина. Почему он в истеричной манере проводил выборы? Потому что понимал, что есть лобовое столкновение между его личными интересами и интересами страны, в конце концов, выбрал личное... Теперь будем иметь классическое двоевластие: по закону вся власть будет в Кремле, а по понятиям – в правительстве.
- Ну, был президентом дедушка Калинин, а Сталин даже премьером не сразу стал...
- Там закончилось известно, как: все поняли, что старший – Сталин. Точка. Дедушка Калинин, кстати, хорошее сравнение, смирился с ролью. И исчез. Что касается нынешней ситуации, есть Конституция и будет команда вокруг господина Медведева. Советники, помощники, администрация, которые будут говорить: «Что за беспредел? Вы же Верховный главнокомандующий!».
- А у премьера – его парламентское большинство, которое в случае чего объявит президенту импичмент!
- Парламентское большинство - масса людей, которая отличается холуйством. Они с одной стороны послушные, с другой – крайне ненадёжные. Когда возникнет конфликт между Кремлём и Белым домом, ещё непонятно, какую они займут позицию. С ними в разведку не пойдёшь! И Путин отлично это понимает. Поэтому, когда премьера снимут с работы, ни один человек на улицу не выйдет, как это уже было, когда отставили Примакова. Перекрестятся, вспомнят, как их унижали и опускали и... забудут. Будет конфликт за финансовый контроль, за собственность, за потоками, за силовиками и так далее.
- По-человечески ошибётся даже в Медведеве?
- Он не ошибся. Это предопределено. Это системный конфликт, он не связан с личностями. В России вся власть принадлежит президенту.
- Но премьер – по Конституции – предпрезидентская должность. Если что-то случается с главой государства, глава правительства автоматически и.о. хозяина...
- Не думаю, что они готовы устранить Медведева, хотя истории с Литвиненко и Яндарбиевым говорят о многом. Надеюсь, что до такого дело не дойдёт. Честно говоря, удивлён слабости Путина – был уверен, что он не согласится быть премьером – это унизительно. В путинской вертикали премьер - абсолютно техническая должность. Не могу сказать, когда конфликт выйдет наружу, но двоевластие - плохо. Это смута.
- Сорвать сценарий Кремля можно или нельзя?
- Можно. Для этого придётся уволить Путина. Например, расследовать сделку с «Сибнефтью», по которой Абрамович получил 13 миллиардов долларов от «Газпрома» или обнародовать историю с «Байкалфинансгруп». Или объявить учредителей компании Шварцмана.
-А на выборах?
- Думаю, что выборы по Путину, Суркову и Чурову выиграть нельзя. Они нарисуют любой результат! Есть другая угроза: парламентские выборы свободными, честными, легитимными мир не признаёт, а если такими же будут и президентские, уровень легитимности Путина будет равен лукашенковскому. Медведев возник на этой позиции именно потому, что, увидев реакцию в мире, они решили сделать ставку на самого либерального из них, чтобы успокоить Запад.
- Если исход предрешён, зачем тратить последние деньги и силы на сбор двух млн подписей?
- Есть две задачи: первая – рассказать народу правду об итогах правления Путина.
- На дебатах, которые идут в 7 утра и в 11 вечера?
- Даже в это время люди смотрят ТВ. Мои дебаты видело 10 млн человек!
- А в бюллетенях, по ЦИК, за вас меньше одного. Где они все?
- Количество бюллетеней у напёрсточников считать не надо. Вторая задача – предложить альтернативу воровскому госкапитализму имени Уго Чавеса. Мы за правовое государство, частную конкурентную экономику и социальную ответственность власти.
Когда Чурова ставили на место Вешнякова, сначала не очень понимал, в чём дело. Потом стало ясно: Александр Альбертович – человек да, лояльный, послушный, но честный, а Владимир Евгеньевич - нет. Он постоянно врёт. Когда председатель ЦИК такой, результат предрешён. Чуров не понимает, что за такие дела придётся отвечать. Например, стать никуда не выездным, кроме Узбекистана, Туркмении и Белоруссии.
- А наша оппозиция превратится в белорусскую?
- Не хочу никого ни во что превращать. Хочу, чтобы граждане знали правду о режиме и о том, что будет дальше. Не в силе Бог, но в правде. Вода камень точит. Для меня задача номер один на эту кампанию – чтобы остался один кандидат от демократов. Я человек амбициозный и адекватный. Могу быть не только первым. У меня нет желания во что бы то ни стало остаться в этом пуле. Способны мы договориться или нет? Считаю, что способны.
- Верю, что может сняться Буковский, а в Касьянове – не уверен – у него на этом участии в президентских выборах вся политическая карьера завязана...
- Я очень уважаю Владимира Константиновича и считаю его мужественным и честным человеком. Михаилу Михайловичу я предложил поддержанную Всероссийским гражданским конгрессом формулу определения единого кандидата: Буковский, Немцов и Касьянов консенсусом выбирают третейский совет из 12 человек, который и называет избранника.
- Как в последнем фильме у Никиты Михалкова?
- Думаю, Никиты Сергеевича там не будет. Лучше уж тогда Кончаловского включить!? Касьянов пока отказывается от такой технологии – и это делает проблему очень тяжёлой. Но у меня, внутренне, есть убеждение, что задачу решить можно.
- Есть же белорусский случай, когда вся оппозиция выбрала единым кандидатом Милинкевича, а Козулин всё равно не снялся.
- Это ужасный случай. Почему мы должны всякую глупость копировать?