Он один из немногих, кто позволяет себе резкие высказывания в адрес Путина и Медведева. «Они ведь размышляют на примитивном уровне. Вы что думаете, там сократы или аристотели сидят? Нет, там сидят чисто конкретные питерские пацаны», — возмущается оппозиционер. Немцов гордится тем, что у него нет доступа к российскому телевидению. «Я в черном списке!» — с иронией говорит Борис Ефимович. Он часто бывает в Киеве. Во время разговора с ним порой кажется, что в украинской политике он ориентируется лучше, чем наши парламентарии. Возможно, это взгляд со стороны. В 2004-м он отстоял Оранжевую революцию с Ющенко и Тимошенко на Майдане, но сегодня российский политик не слепо расхваливает нашу демократию.
— Недавно в России появилась новая партия «Правое дело», а Союз правых сил, которому вы отдали много лет, был распущен. Вы выступали против?
— СПС была последней либерально-демократической партией России, независимой от Кремля. Ее роспуск резко сворачивает и без того свернутое политическое пространство в нашей стране. Уничтожение независимой партии — еще один шаг к тоталитарному, диктаторскому режиму.
А проект «Правое дело» — марионеточная партия. Ее создали в Кремле. Но никто не будет голосовать за этот фальшьпроект, он провальный.
— Каковы ваши дальнейшие политические планы?
— 13 декабря мы проведем съезд демократической оппозиции России. Наше движение называется «Солидарность». Это уникальное объединение демократов. На съезд мы вынесем программу — «300 шагов к свободе» — и будем действовать в трех направлениях. Первое — просветительская работа. Мы будем не только критиковать власть за коррупцию, международную изоляцию, конфронтацию с миром, в том числе и с Украиной, но и предлагать свою стратегию развития страны, демократическую, открытую, дружелюбную. Второе — участие в региональных выборах. Федеральные выборы в стране отсутствуют, поэтому бессмысленно участвовать в том, чего нет. Третье — уличные акции, протест против попрания Конституции, узурпации власти, уничтожения гражданских прав.
— Кстати, об узурпации власти. Как вы оцениваете то, что Госдума продлила сроки полномочий президента и депутатов?
— Это чистая туркменизация России. Путин и Медведев пошли по пути среднеазиатских диктаторов Каримова, Туркменбаши. Те ровно так же и вели себя, продлевали полномочия, вечно правили и разворовывали.
— Согласно последнему ежегодному докладу «Репортеры без границ» Россия по свободе слова занимает 141-ю позицию…
— Вас это удивляет? Мне, например, все так же нет доступа к российским каналам. Я горжусь тем, что нахожусь в черном путинском списке запрещенных к показу. В этом списке люди, которых Путин боится как огня. Это и Касьянов, и многократный чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров. В общем, не самые худшие люди страны (смеется).
— Медведев уже полгода, как президент. Что-то изменилось?
— Нет, конечно. Во-первых, надо иметь в виду, он — отселектированный президент. Все решения принимает Путин. Вы же видите по Украине. Что, у вас большие перемены в отношениях Россией? Нет. Точно такое же «нет» и внутри страны. Медведев не может быть самостоятельным, его ж специально отбирали, чтобы он был послушным, оловянным.
— Ходили разговоры, что Медведев может уйти с поста президента по состоянию здоровья, и Путин тогда вернется.
— Я не знаю, по какому состоянию он может уйти, но такой вариант возможен. Одно дело править страной, когда цена нефти растет, а другое — когда в стране кризис. Рано или поздно выяснится, что у нас довольно некомпетентный непрофессиональный премьер-министр по фамилии Путин. Впереди большие проблемы — рост цен, безработица, снижение уровня жизни, увеличение количества бедных. И за это должен будет отвечать Путин. А отвечать он не хочет. Пока еще народ не прочувствовал всей «прелести» кризиса, они могут придумать такую рокировку. Люди понимают: что-то не то. Но они еще не пронюхали, что конец близится. В Кремле боятся называть вещи своими именами, боятся говорить про кризис. Есть даже стишок на эту тему.
«Такого кризиса не видел белый свет.
Конец уж близится, а кризиса все нет».
У нас какая проблема? Медведев не может Путина снять с работы за то, что тот плохо работает? Не может. А кого-то ж надо крайним сделать. Поэтому лучше пересесть в Кремль, чтобы поставить мальчика для битья в качестве премьера, и если уровень жизни народа будет падать, этого мальчика бить и снимать с работы.
— Российско-украинские отношения. Почему все так сложно?
— Борьба с демократической Украиной — основа путинской внешней политики. Общественное мнение, которое всегда было дружелюбным по отношению к Украине, стало враждебным. Я первый раз был в шоке, когда проходил чемпионат мира по футболу. Украинцы играли с Саудовской Аравией. И россияне болели не за вас! Почему Путин находится в такой истерике? Потому что Украина, несмотря на конфликты, выбрала демократию. Украина огромная славянская страна, и если она будет успешной в этом направлении, то «путинизму» конец. Ведь русский народ скажет: «Смотрите, вот украинцы, они такие же, как мы, у них демократия получилась, они нормально живут. А мы чем хуже?» Так что ему успех демократической Украины — нож в сердце.
— Россия препятствовала получению Украиной ПДЧ.
— С НАТО проблема в другом. Ведь украинский народ против вступления в альянс. А насильно мил не будешь. Можно обвинять Путина в каких-то кознях, но я вас уверяю, что если бы общественное мнение было положительным в данном вопросе, вам бы дали ПДЧ, несмотря ни на Путина, ни на Медведева…
— А газовый вопрос? С 1-го января для Украины газ может быть по $400.
— Есть вещи политические, а есть экономические. «Газпром» закупил огромное количество туркменского газа по баснословным ценам, где-то до $300 за 1 тыс куб. м. Очевидно, что торговать в ущерб себе никто не будет. А политический аспект… Украина же демократическая, а значит, она должна покупать дорогой газ. Но вместе с тем «Газпром» закупает у независимых производителей в стране («Роснефти», «Нардгаза») газ по цене в $30—40, и он втридорога перепродается за границу.
Вместо того чтобы анализировать и предпринимать какие-то меры, ваши политики успокаивают народ. Вопрос о газовой трубе — это вопрос суверенитета. Высокая цена на газ — плата за независимость Украины.
— Как Украина может выйти из политического кризиса?
— Дело не в Ющенко, Тимошенко и Януковиче. Проблема в Конституции, а точнее, в тех изменениях, которые были приняты во время Оранжевой революции. У вас классический конституционный кризис. И кто бы ни был президентом, премьером или лидером оппозиции, от политического хаоса вам никуда не деться.
У вас у президента негативная власть. Президент может разгонять, снимать с должности, наказывать… Но он не может ничего позитивного сделать — повысить пенсии, стипендии, зарплаты, не может повлиять на цену за газ.
У премьера же позитивная власть. И постоянно негативная власть президента натыкается на позитивную власть премьера. И дело не в фамилиях! Если бы поменять Тимошенко и Ющенко местами, было бы то же самое. Непонятно, Украина президентская либо же парламентская республика. Такая «полубеременность» рано или поздно закончится выкидышем.
— А сейчас, по вашему мнению, позиции Ющенко каковы?
— Ни для кого не секрет, у него низкий рейтинг. Это связано, во-первых, с его негативными полномочиями. А во-вторых, с тем, что в глазах украинских граждан он — человек нерешительный и сомневающийся.
А украинцы, как и русские, этого не любят. Вообще идеальный для вас руководитель — смесь Ющенко и Тимошенко. Надо, чтобы, с одной стороны, это был человек с убеждениями, а с другой — харизматичный, умеющий повести за собой людей. Но жизнь никогда не бывает совершенной. Не волнуйтесь, в России таких тоже нет.
— Когда-то вы были советником Ющенко. Сегодня вас уже не зовут?
— Не зовут, но я не могу сказать, что лью горючие слезы. Я перестал быть советником 9 октября 2006 года, кстати, в мой день рождения меня отлучили. Но я работал на общественных началах. Ни одной гривни из бюджета Украины на меня не потрачено. Наоборот, останавливаясь в гостиницах и летая на самолетах, я вкладывал средства в туристический бизнес Украины.
— С кем из украинских политиков России легче было бы работать?
— Это вопрос исторического выбора. Если для украинского политического истеблишмента ценности — это Европа, то для Путина — это Византия и Китай. Россия — носитель имперского самосознания. Украина очень болезненно воспринимает всякие попытки подавить ее суверенитет.
У России проблемы не только с Украиной. У России проблемы со всеми соседями.
— Кроме Беларуси…
— Неправда! Лукашенко, например, когда ему сказали признать независимость Абхазии и Осетии, отказался. И потом его любовь к России чисто «конкретная». Он к России относится как к сырьевому придатку — газ, нефть у нас покупает по дешевке. Берет в Москве многомиллиардные кредиты. Это любовь за деньги. Тот еще дружок Лукашенко. Больше, чем Лукашенко, Россию никто не обманывал! Путин и Медведев испортили отношения со всеми. Это провал внешней политики. Например, бушевская Америка делала глупости, в Ираке воевала, в Афганистане застряла, много людей погибло. Но у бушевской Америки были всегда союзники. Это и Великобритания, и Австралия, и Прибалтика, и страны Центральной Европы. Даже Украина посылала в Ирак свой контингент. А у путинской России нет союзников.
- Был губернатором Нижегородской области.
- Работал в правительстве РФ.
- В 2005—2006 гг. — внештатный советник Виктора Ющенко.
- В декабре 2007 года выдвигался на пост президента России, но позже отказался участвовать «в фарсе».
- Трижды женат, имеет четырех детей: трех дочерей и сына.
- В юности как огня боялся стоматолога.
- Имеет первый разряд по теннису. Выступал на первенствах города и области.
- Алла Пугачева шутила, что за Киркорова вышла исключительно из-за его внешнего сходства с Немцовым.
- Идеал женской красоты — Синди Кроуфорд.
- Не любит острой и жирной пищи.